Рабочая программа дисциплины (модуля) социально-педагогической направленности Творческая мастерская Филиппок
Описание образовательной программы
Приоритетное познавательно-речевое направление развития воспитанников в МАДОУ – детский сад общеразвивающего вида № 479 «Берег Детства» характеризуется, прежде всего, пристальным вниманием к развитию речи детей и развитию их языковых способностей. Приобщение детей к национальной культуре народов Урала это одна из традиций педагогического коллектива, так как это средство развития духовности воспитанников. Эта традиция основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей благодаря созданию особой языковой и музыкально – эстетической праздничной среды, позволяющей как бы непосредственно соприкоснуться с народной культурой.
Данная рабочая программа дисциплины (модуля) социально-педагогической направленности студия Филиппок (далее программа) дополнительного образования - интегрированная и направлена на активное освоение детьми культурного устного наследия народов, населявших родной край, а также на развитие лингвистических способностей и ритмической способности дошкольников. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений, влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, литературные и фольклорные произведения, понимать музыкальные произведения. Программа отражает социальный заказ родителей на речевое и языковое развитие детей, в ней обоснована необходимость использовать фольклор народов Урала во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка.
Программа носит развивающий характер, так как на основе овладения детьми народным творчеством развивается языковая способность в единстве ее составляющих:
навыки логико-языковых операций с языковым материалом (сравнение; дифференциация, анализ и синтез, обобщение и абстрагирование);
умения творческой деятельности (трансформация, конструирование, комбинирование) в процессе монологической и диалогической речи народных героев;
языковое чутье, проявляющееся на уровне системы языка и речи;
выразительность народной речи (образные и эмоциональные средства языка);
психофизиологический речевой механизм через использование элементов ритмических движений, психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Актуальность программы носит воспитательном характер, так как в устном народном творчестве сохранились особенные черты русского уральского характера, присущие народу нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, в том числе Уральского края, их тем самым приобщают к общечеловеческим ценностям.
Цель программы: развитие языковой способности ребёнка путем формирования представлений о языке как составляющей целостной культурной картины мира на основе приобщения к истокам устного творчества народов Урала.
Задачи:
формирование системы знаний о русской народной культуре и истории, обогащение познавательный, литературный, речевой опыт ребенка посредством приобщения к устному народному творчеству, праздникам и традициям народов Урала;
приобщение к нравственным ценностям, воспитание бережного и ответственного отношение к слову, языку и собственной речи, формирование желания возродить лучшие традиции русского народа