Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи разработана для Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников № 479 «Берег Детства».
Заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Согласно заключениям ТМПМПК представленным в МАДОУ №4 79 на логопункт зачислены дети, имеющие ОНР I, II, III уровня и в рекомендациях обозначена необходимость работы по адаптированной образовательной программе, соответствующей особым образовательным потребностям ребенка.
Проектирование АОП базируется на нескольких наиболее значимых подходах, существующих в современной образовательной теории и практике. Системно-деятельностный подход, как ведущий в стандартизации системы общего образования Российской Федерации (А.Г. Асмолов). С позиции системно-деятельностного подхода при проектировании образовательной программы акцент смещается с содержательного аспекта программы на результаты деятельности ребенка в процессе освоения образовательного содержания.
Таким образом, результаты деятельности ребенка могут выступать как отражение его позитивной социализации и индивидуализации, развития личности. Соответственно, проектирование образовательной программы начинается с образовательных результатов. т.е. о тех результатах, которые приобретаются в разных видах образовательной деятельности и культурных практиках ребенка. Компетентностный подход, как один из возможных результатов оценки образования «знания в действии» (А.Г. Асмолов) «компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности». Это позволяет установить связь: задача развития ребенка - достижение ребенка (результат) – задача развития ребенка (для общеразвивающих групп, комбинированных групп и групп компенсирующей направленности). Субъектно-деятельностный подход (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова и др.), признающий за ребенком активность, самостоятельность, инициативность, творчество, стремление к сотрудничеству и взаимодействию в детских видах деятельности (для общеразвивающих групп, комбинированных групп и групп компенсирующей направленности). Теоретическая основа проектирования АОП - гуманитарная феноменология детства, определяющая характерные черты и проявления дошкольного детства (для общеразвивающих групп, комбинированных групп и групп компенсирующей направленности.)
С учетом специфики работы с детьми с ОВЗ необходимо учитывать:
индивидуально-дифференцированный подход к разработке и условиям реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья(для общеразвивающих групп, комбинированных групп и групп компенсирующей направленности;
функционально-системный подход, связанным с организацией коррекционно-педагогического процесса, который дает возможность использовать комбинированную модель образовательного процесса, сочетая между собой элементы образовательного процесса, развивающей предметно-пространственной среды, комплексно-тематической модели вокруг функции коррекции и компенсации основного дефекта у ребенка с ограниченными возможностями здоровья (для комбинированных групп и групп компенсирующей направленности. Проектируя АОП нельзя забывать о принципах построения программы: принципы ФГОС дошкольного образования, общедидактические принципы, коррекционно-педагогические принципы