Рабочая программа дисциплины (модуля) художественной направленности Творческая мастерская Волшебная иголочка

1

Содержание
I.
Пояснительная записка
Значимые для разработки и реализации характеристики
Цели и задачи реализации программы
Принципы и подходы к формированию программы
Методы и приемы
Формы организации обучения дошкольников приемам вышивания
II.
Планируемые результаты
III. «Стартовый уровень» - первый год обучения
Учебный план
Календарный учебный график
Содержание курса и план деятельности
IV. «Базовый уровень» - второй год обучения
Учебный план
Календарный учебный график
Содержание курса и план деятельности
V. «Базовый уровень» - третий год обучения
Учебный план
Календарный учебный график
Содержание курса и план деятельности
VI. «Продвинутый уровень» - третий год обучения
Учебный план
Календарный учебный график
Содержание курса и план деятельности
VII. Взаимодействие с родителями
VIII. Материально-техническое оснащение
IX. Методическое обеспечение

I.

Стр.
3
3
4
5
5
5
6
7
7
8
9
11
11
12
12
14
15
16
16
18
18
19
19
21
21
22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс
целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у
воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение
понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение
эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее,
положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное
декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и
эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными,
развивающими и воспитательными возможностями.
Рукоделие гармонично воздействует на целостное развитие ребенка, на формирование
его характера, способствуют развитию ручной умелости, координации движений руки и
2

глаза, необходимых для успешного овладения в школе различными
графическими
деятельностями, прежде всего, письмом.
Детям нужно создать что-либо своими руками: это самый простой и естественный
способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление
функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к миру. Сложный мир
вещей становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается и на эмоциональном
благополучии детей: страх и неуверенность уходят, а растет творческая активность.
Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративноприкладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством
узоров.
Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного
возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют
прикоснуться к истокам культуры своего народа. Интерес к вышиванию проявляют как
девочки, так и мальчики: все дети независимо от пола, пробуют силы в различных видах
деятельности, в том числе и в вышивании, и находят то, что нравится, к чему есть природные
наклонности и задатки.
В процессе занятий вышивкой формируются все психические процессы, развиваются
художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие
окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе
ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению дошкольников к труду,
предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений,
выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников,
мелкую моторику пальцев рук, самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая
результат своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала
школьного обучения.
Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоциональноповеденческом аспекте.
Актуальность программы обусловлена потребностью воспитания всесторонне
развитой личности, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации,
приобщения к общечеловеческим ценностям, укрепления психического и физического
здоровья детей, взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями
воспитанников.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №
273-ФЗ;
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг»;
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций";
Уставом Учреждения, утвержденным Распоряжением Управления образования
Администрации г. Екатеринбурга № 2158/46/36 от 17.11.2015г.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русском.
3

Объём программы
Срок реализации программы 4 года.
Срок обучения на каждом этапе девять месяцев (72 часа).
2 - занятия в неделю,
8 - занятий в месяц.
Примерный режим работы - 2 занятия в неделю (8 занятий в месяц) для детей 3-7 лет. В
соответствии с СанПин занятия по программе проводятся:
возраст детей 3-4 года 2 раза в неделю по подгруппам, продолжительность занятий 15
минут;
возраст детей 4-5 лет 2 раза в неделю по подгруппам, продолжительность занятий 20 минут;
возраст детей 5-6 лет 2 раза в неделю по подгруппам, продолжительность занятий 25 минут;
возраст детей 6-7 лет 2 раза в неделю по подгруппам, продолжительность занятий 30 минут.
Контингент детей
Программа разработана для детей 3-4 года, 4-5 лет, 5- 6 лет и 6-7 лет.
Форма представления результатов
выставки детских работ в детском саду;
дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
творческий отчет педагога – руководителя кружка на педсовете;
мастер-классы для родителей и педагогов детского сада;
консультации для родителей.
Цель программы:
Ознакомление дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.
Приобщение детей к ценностям прикладного творчества.
Задачи программы:
формирование знаний об истории и развитии вышивания;
освоение воспитанниками разных техник вышивания, формирование эстетического
художественного вкуса;
формирование ценностного отношения к народным традициям, наследию родного края;
формирование основ работы с различными материалами, развитие самостоятельности и
аккуратности в изготовлении изделий;
создание условий для развития ребенка как личности;
развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих
способностей;
формирование эстетического вкуса.
Принципы работы:
принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании
с приобретенными качествами в его развитии);
принцип культуросообразности: знакомство с историей вышивки, с рукоделием разных
народов;
принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и
способностей каждого ребенка;
принцип свободы выбора;
4

принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом
и возможностями детей;
принцип системности.
Методы и приемы работы:
В работе широко используются практические методы обучения: упражнение (при
освоении приемов вышивания), моделирование (пооперационные карты), игровой метод.
Из словесных методов применяется рассказ педагога и рассказы детей, беседы.
Из словесных приемов обучения используется объяснения, пояснения, педагогическая
оценка педагога.
Применяются и наглядные методы и приемы:
наблюдение;
рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;
показ образца;
показ способа вышивания (или другого действия) и другие.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга,
позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки,
развить внимание, мышление, творческое воображение.
Формы работы: беседы, игровые ситуации, индивидуальная работа, коллективнотворческая работа, взаимодействие с родителями, оформление выставки работ
воспитанников.
Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет
учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень
овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и
другие возможные факторы. Состав группы одновременно работающих детей может
меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. При реализации творческого
замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально. Каждый
ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления
мышц, снятия напряжения – физминутки.

II. Планируемые результаты для детей по итогам реализации:
«Стартового уровня»:
дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и
простейшими инструментами (бутафорской иглой);
знают и выполняют правила безопасного пользования иголкой;
умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения
замысла;
знают различные виды тканей и их отличие между собой;
вдевают нитку в иголку;
завязывают узелок;
шьют швами “вперед иголку".
«Базового уровня»:
4-5 лет
имеют представления об истории возникновения искусства вышивки;
знают и различают различные виды тканей и нитей;
пришивают пуговицы с двумя отверстиями;
5

владеют техникой шва «вперед иголка», «назад иголка», «тамбурный шов»;
владеют начальными навыками вышивки крестом;
бережно обращаются с инструментами;
поддерживают порядок на рабочем месте;
используют пооперационные карты;
проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании.
5-6 лет
имеют широкое представление об истории возникновения вышивки и ее практическом
использовании;
вышивают “гладью”;
переводят рисунок на ткань;
принимают участие в оформлении вышивок на выставку (умеют располагать вышивки
на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, способ вышивки);
владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового
процесса:
экономно расходуют материал;
знают правила безопасного обращения с инструментами;
используют пооперационные карты;
эпизодически включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например,
вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.;
используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление
подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;
полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.
«Продвинутого уровня»:
пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
вышивают “ ажурной гладью”;
владеют техникой изонити, техникой вышивания крестом;
переводят рисунок на ткань;
принимают участие в оформлении вышивок на выставку (умеют располагать вышивки
на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового
процесса:
экономно расходуют материал;
знают и соблюдают правила безопасного обращения с инструментами;
поддерживают порядок на рабочем месте;
используют пооперационные карты;
включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например, вышивание для
кукол салфетки, одежды, скатерти и др.;
используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление
подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;
полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.
III.

«Стартовый уровень» - первый год обучения (3-4 года)
На первом году обучения дети получают элементарные навыки работы с тканью,
нитками, иголкой. Дети учатся создавать сюжетные работы. Для детей второй младшей
группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового
для них вида ручного труда - вышивания.
Цель:
6

Знакомство с основами теории и техники вышивки, как основы формирования
художественно-эстетических ценностей ребенка; ознакомление детей с возможностями
своего развития.
Задачи:
Обучающие:
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление;
формировать навыки работы с иглой и ножницами.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного
искусства;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника;
формирование творческих способностей.
Воспитывающие:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;
воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству.
Учебный план

№

Название темы

Формы
Количество часов
всего
Теория Практика контроля
Взаимоконтроль
1
0,75
0,25
Творческое
1
0,5
0,5
задание
Выставка детских
3
1
2

1.
2.

«Подарки Марьи-искусницы»
«Разноцветный лоскуток»

3.

Аппликация «Одеяло бабушки»

4.

«Кукла Пеленашка»

3

0,75

2,25

5.

«Кукла Бессонница»

3

0,75

2,25

«Раз клубочек, два клубочек»
Аппликация из трикотажных ниток
«Цветок»
Коллективная работа «Осенний букет» (из
трикотажных ниток)

2
3

0,75
0,75

1,25
2,25

3

0,75

2,25

9.
10.

«Шерстяная ниточка»
Аппликация «Чудесная веревочка»

3
2

0,75
0,75

2,25
1,25

11.

«Веселые помпончики»

3

0,5

2,5

12.

Аппликация «Новогодние украшения»

5

0,75

4,25

13.

«Кукла – оберег»

3

0,5

2,5

14.

«Мальчик и девочка» (куклы из ниток)

5

0,75

4,25

15.
16.
17.

«Иголка – мастерица»
«Ниточка – иголочка»
Вышивание на картоне «Елочка»

1
1
5

0,75
0,25
0,75

0,25
0,75
4,25

18.

Вышивание на картоне «Открытка для
мамочки»

5

0,5

4,5

6.
7.
8.

работ
Выставка детских
работ
Выставка детских
работ
Взаимоконтроль

Выставка
детских работ
Взаимоконтроль
Творческое
задание
Взаимоконтроль
Выставка
детских работ
Творческое
задание
Выставка
детских работ
Творческое
задание
Выставка
детских работ
Взаимоконтроль
Взаимоконтроль
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ
7

19.

Вышивание на картоне «Ведерко»

5

0,25

4,75

20.

«Пуговка-малышка»

2

1

1

21.

Коллективная аппликация «Весна»

2

0,75

1,25

22.

«Бусы для мамы»

3

0,75

2,25

23.

Мастер-класс для родителей

1

0,5

0,5

Коллективная работа «Страна
Выдумляндия»
25. Мастер-класс для родителей

4

0,75

3,25

1

0,5

0,5

26.

2

0,25

1,75

72 занятия

17

55

24.

Итоговое занятие «Я умею»

Итого:

Выставка
детских работ
Творческое
задание
Творческое
задание
Выставка
детских работ
Творческое
задание
Выставка
детских работ
Творческое
задание
Выставка
детских работ

Календарный учебный график
№
Месяц
Время
Форма
Кол-во
Место проведения
проведения занятия
занятия
часов
1. Сентябрь
Групповая
8
2. Октябрь
Групповая
8
Вторник
3. Ноябрь
Групповая
8
18.50-19.05
Минимастерская
4. Декабрь
Групповая
8
Четверг
5. Январь
Групповая
8
18.25-18.40
6. Февраль
Групповая
8
7. Март
Групповая
8
8. Апрель
Групповая
8
9. Май
групповая
8
Содержание курса и план деятельности
«Стартового уровня»
(младший дошкольный возраст, 3-4 года)

№
п/п
1.

Количество
часов

Тема

Содержание деятельности

Срок

«Подарки Марьиискусницы»

Заинтересовать детей новым видом
художественного труда – вышиванием,
вызвать желание овладеть приемами
вышивания, любоваться красотой изделий.
Знакомство со свойствами ткани (ситец,
трикотажное волокно). Учить определять
ее качества.
Знакомство с видом народного творчества –
лоскутное шитье (пэчворк). Учить
подбирать ткань по цвету и фактуре.
Знакомство детей с народной куклой из
ткани. Учить изготавливать кукол из
кусочков ткани, подбирая их по цвету.
Продолжать учить изготавливать кукол из

1 неделя
сентября

1

1 неделя
сентября

1

2-3 неделя
сентября

3

3-4 неделя
сентября

3

1-2 неделя

3

2.

«Разноцветный
лоскуток»

3.

Аппликация
«Одеяло бабушки»

4.

«Кукла
Пеленашка»

5.

«Кукла

8

Бессонница»

6.

7.

8.

кусочков ткани, подбирая их по цвету. октября
Учить завязывать простые узелки на ткани.
«Раз клубочек, два Знакомство со свойствами трикотажного 2-3 неделя
клубочек»
волокна (сравнение с другими тканями). октября
Учить распускать трикотажное волокно
ручного вязания. Формирование умения
скатывать
из
трикотажных
ниток
«шарики», «комочки», «колбаски».
Аппликация из
Закрепление умения скатывать из 3-4 неделя
трикотажных ниток трикотажных ниток «шарики», «комочки», октября
«Цветок»
«колбаски». Учить составлять элемент
«цветок», сочетая нитки по цвету.
Коллективная работа Закрепление
умения
скатывать
из 1-2 неделя
«Осенний букет» трикотажных ниток «шарики», «комочки», ноября
(из трикотажных
«колбаски». Учить составлять элемент
ниток)
«листок», «цветок», сочетая нитки по
цвету.

9.

«Шерстяная
ниточка»

10.

Аппликация
«Чудесная
веревочка»
«Веселые
помпончики»

11.
12.

Аппликация
«Новогодние
украшения»

13.

«Кукла – оберег»

14.

«Мальчик и
девочка» (куклы из
ниток)

15.

«Иголка –
мастерица»

16.

«Ниточка –
иголочка»

17.

Вышивание на
картоне «Елочка»

18.

Вышивание на

Знакомство со свойствами шерстяных 2-3 неделя
ниток. Упражнять в наматывании ниток на ноября
картонную основу.
Закрепление свойства шерстяных ниток. 4 неделя
Учить наклеивать шерстяную нить по ноября
контуру изображения.
Упражнять в наматывании ниток на 1-2 неделя
картонную основу, завязывании намотки декабря
(изготовление полупомпона).
Закрепление умения наматывать нитки на 2-4 неделя
картонную основу, завязывать намотку. декабря
Учить подбирать нитки по цвету,
аккуратно
закреплять
на
основе.
Оформление выставки детских работ.
Знакомство с историей создания кукол
1-2
оберегов. Закрепление умения наматывать неделя
нитки, завязывать намотку.
января
Продолжать
закреплять
умение
2-4
наматывать нитки, завязывать намотку. неделя
Учить украшать куклу кусочками ткани. января
Учить доводить работу до конца,
добиваться поставленной цели.
Знакомство с новым инструментом – 1 неделя
иголкой.
Знакомство
с
правилами февраля
обращения с иголкой.
Упражнять во вдевании нитки в иголку, 1 неделя
завязывании узелка. Закрепление правил февраля
обращения с иголкой.
Знакомство со швом «вперед иголка».
2-4
Учить закреплять нить на основе.
неделя
февраля
Закрепление умения шить швом «вперед 4неделя

2

3

3

3
2
3
5

3
5

1
1
5
5
9

картоне «Открытка
для мамочки»

иголка», умения закрепления нити на февраляоснове. Учить подбирать нити, сочетая их 2 неделя
по цвету.
марта
19.
Вышивание на
Закрепление умения шить швом «вперед 3 неделя
5
картоне «Ведерко» иголка». Учить подбирать нити, сочетая их мартапо цвету.
1 неделя
апреля
20.
«ПуговкаЗнакомство с историей возникновения
1-2
2
малышка»
пуговиц,
их
назначением.
Учить неделя
выкладывать узор из пуговиц.
апреля
21.
Коллективная
Выкладывание узора из пуговиц, подбирая
2-3
2
аппликация
их по цвету и фактуре. Учить аккуратно неделя
«Весна»
наклеивать пуговицы на основу.
апреля
22.
«Бусы для мамы» Знакомство со способами нанизывания
3-4
3
пуговиц на нить. Создание бус, подбирая неделя
пуговицы по цвету.
апреля
23.
Мастер-класс для Познакомить родителей с приемами работы 1 неделя
1
родителей
с нитками, создание кукол из ниток.
мая
24.
Коллективная
Закрепление
навыков
и
умений,
1-3
4
работа «Страна
полученных в течение учебного года. неделя
Выдумляндия»
Умение самостоятельно выбирать приемы
мая
работы.
25.
Мастер-класс для Познакомить родителей с приемами 3 неделя
1
родителей
создания поделок из пуговиц.
мая
26.
Итоговое занятие Выполнение работы по замыслу ребенка, 4 неделя
2
«Я умею»
учить самостоятельно задумывать работу,
мая
подбирать
необходимый
материал.
Оформление выставки детских работ.
Итого: 72
IV.
«Базовый уровень» - второй год обучения (4-5 лет)
На втором году обучения дети закрепляют навыки работы с иголкой и тканью,
полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами
вышивания. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях.
Цель:
Формирование творческих способностей личности ребенка путем обучения более
сложной технике вышивания.
Задачи:
Обучающие:
знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративно –
прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление;
совершенствовать умения и навыки работы с иглой и ножницами.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного
искусства;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника,
дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение к синтезу и анализу.
Воспитывающие:
10

осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;
воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству.
Учебный план

№

Название темы

Количество часов
всего
Теория Практика
1
0,75
0,25
2
0,75
1,25

1.
2.

«Подарки Марьи-искусницы»
«Путешествие в прошлое ткани»

3.

«Кукла-закрутка»

4

1,25

2,75

4.

«Грибок»

4

1,25

2,75

5.

«Рыбка»

3

0,75

2,25

1

0,5

0,5

1

0,75

0,25

4

1,25

2,75

Аппликация «Подарок для
мамочки»
10. Вышивание «Ёжик»

4

0,75

3,25

5

1

4

11.

Вышивание «Новогодняя ёлка»

5

1

4

12.

«Ниточка – иголочка»

2

0,75

1,25

13.

Вышивание «Мишутка»

5

1

4

14.

Вышивание «Машина»

5

1

4

15.

Вышивка «Солнышко»

4

0,75

3,25

16.

Вышивка «Красивые цветы»

4

1

3

17.
18.

«Раз, два – на салфетке бахрома»
Мастер-класс для родителей

2
1

0,5
0,5

1,5
0,5

19. «Забавный крестик»
20. Вышивание «Полукрест»
21. Вышивание «Простой крест»
22. Вышивание «Красивая салфетка»

1
4
3
5

0,75
0,75
0,5
1

0,25
3,25
2,5
4

23.

2

0,25

1,75

72
занятия

18,75

53,25

6.
7.
8.

Мастер-класс для родителей
«Веселый клоун»
«Путешествие в прошлое
пуговицы»
Аппликация «Веселые зверята»

9.

Итоговое занятие «Мастера и
мастерицы»

Итого:

Форма
контроля
Взаимоконтроль
Творческое
задание
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ
Творческое
задание
Творческое
задание
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ
Творческое
задание
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ
Взаимоконтроль
Творческое
задание
Взаимоконтроль
Взаимоконтроль
Взаимоконтроль
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ

11

Календарный учебный график
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Месяц

Время
проведения
занятия

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Вторник
18.00-18.20
Четверг
18.00-18.20

Форма занятия

Кол-во
часов

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
групповая

8
8
8
8
8
8
8
8
8

Место проведения

Минимастерская

Содержание курса и план деятельности
«Базового уровня»
(средний дошкольный возраст, 4-5 лет)

Количество
часов

№
п/п

Тема

Содержание деятельности

Срок

1.

«Подарки Марьиискусницы»

1 неделя
сентября

1

2.

«Путешествие в
прошлое ткани»

1-2 неделя
сентября

2

3.

«Кукла-закрутка»

2-4 неделя
сентября

4

4.

«Грибок»

4 неделя
сентября2 неделя
октября

4

5.

«Рыбка»

2-3 неделя
октября

3

6.

Мастер-класс для
родителей «Веселый
клоун»

4 неделя
октября

1

7.

«Путешествие в
прошлое пуговицы»

Заинтересовать детей новым видом
художественного труда – вышиванием,
вызвать желание овладеть приемами
вышивания,
любоваться
красотой
изделий.
Знакомство с историей создания ткани,
вспомнить свойства различных видов
тканей.
Знакомство с историей народной куклы,
показать
последовательность
изготовления тряпичной куклы.
Знакомство с техникой изонити.
Вспомнить
правила
пользования
иголкой и ножницами. Выполнение
узора
острого
угла.
Создание
композиции «В осеннем лесу».
Продолжить обучение детей технике
изонити,
закрепить
знание
последовательности
работы
в
соответствии с правилами. Создание
композиции «Аквариум».
Познакомить родителей с техникой
изонити. Научить детей работать с
трафаретом,
протыкать
шилом
отверстия в картоне по отметкам на
трафарете.
Знакомство с историей создания
пуговиц, их назначением. Загадывание
загадок.

4 неделя
октября

1

12

8.

9.

10.
11.

12.

13.

Аппликация
«Веселые зверята»

Знакомство с техникой пришивания
пуговиц
с
двумя
отверстиями.
Закрепление знания правил работы с
иголкой и ножницами.
Аппликация
Знакомство с различными техниками
«Подарок для
пришивания пуговиц с четырьмя
мамочки»
отверстиями. Продолжать закреплять
правила работы с иголкой и ножницами.
Вышивание
Знакомство с техникой выполнения шва
«Ёжик»
«вперед иголка» с использованием
нитей двух цветов.
Вышивание
Закрепление выполнения шва «вперед
«Новогодняя ёлка» иголка». Учить детей подбирать нити по
цвету. Оформление выставки детских
работ.
«Ниточка – иголочка» Знакомство с техникой выполнения шва
«назад иголка». Закрепление умения
завязывать узелок на нити, закрепление
нити на ткани.
Вышивание
Закрепление техники выполнения шва
«Мишутка»
«назад иголка». Учить подбирать нити
подходящие по цвету.

14.

Вышивание
«Машина»

Закрепление техники выполнения шва
«назад иголка». Учить подбирать нити
подходящие по цвету.

15.

Вышивка
«Солнышко»

Знакомство с техникой выполнения
тамбурного шва. Заинтересовать новым
видом вышивки.

16. Вышивка «Красивые Знакомство с техникой выполнения
цветы»
тамбурного шва «петля» и «полупетля».
Учить использовать в вышивке ранее
изученные виды швов.
17. «Раз, два – на салфетке Знакомство с техникой выполнения
бахрома»
бахромы на салфетке. Закреплять
правила работы с ножницами.
18.
Мастер-класс для
Познакомить родителей с техникой
родителей
выполнения
различных
видов
тамбурного шва, их использование в
различных видах вышивки.
19. «Забавный крестик» Знакомство с историей возникновения
вышивки крестом, использование ее в
оформлении народных костюмов.
20.
Вышивание
Знакомство с техникой выполнения шва
«Полукрест»
«полукрест»,
«бархатный
шов».
Оформление края салфетки.
21.
Вышивание
Знакомство с техникой выполнения шва
«Простой крест»
«простой
крест».
Продолжить

1-2 неделя
ноября

4

3-4 неделя
ноября

4

1-3 неделя
декабря

5

3 неделя
декабря1 неделя
января
2 неделя
января

5

3неделя
января1 неделя
февраля
1 неделя
февраля3 неделя
февраля
4 неделя
февраля1 неделя
марта
2-3 неделя
марта

5

4 неделя
марта

2

1 неделя
апреля

1

1 неделя
апреля

1

2-3 неделя
апреля

4

4 неделя
апреля-

3

2

5

4

4

13

оформление края салфетки. Подобрать 1 неделя
рисунок для салфетки.
мая
22.
Вышивание
Закрепление техники выполнения швов 1 неделя
5
«Красивая салфетка» «полукрест», «бархатный шов» и
мая«простой крест».
3 неделя
мая
23.
Итоговое занятие
Выполнение вышивки по выбору детей. 4 неделя
2
«Мастера и
Оформление выставки детских работ.
мая
мастерицы»
Итого: 72
V. «Базовый уровень» - третий год обучения (5-6 лет)
На третьем году обучения дети овладевают техникой вышивки крестом, техникой
изонити, получают начальные навыки вышивки шелковыми лентами; совершенствуют
навыки совмещения цветовой гаммы.
Цель:
Формирование у дошкольников художественной культуры как составной части
материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности.
Задачи:
Обучающие:
знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративно –
прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление;
совершенствовать умения и навыки работы с иглой, ножницами и шилом;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного
искусства;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника,
дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать способность к синтезу и анализу.
Воспитывающие:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;
воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
побуждать к максимальной самостоятельности детского творчества.
Учебный план

№

Название темы

1.
2.

«Подарки Марьи-искусницы»
«Народная кукла»

3.

«Кукла «Крупеничка»

4.

Изонить «Птица»

5.

Изонить «Одуванчики на лугу»

Количество часов
Форма
контроля
всего теория практика
1
0,75
0,25
Взаимоконтроль
1
0,75
0,25
Творческое
задание
8
1
7
Выставка
детских работ
4
1,5
2,5
Выставка
детских работ
5
1,5
3,5
Выставка
14

6.
7.

Вышивка крестом «Салфетка»
Вышивание «Салфетка»

4
6

1
1,5

3
4,5

8.

«Полотенце»

4

0,75

3,25

9.

«Рушник»

4

0,5

3,5

10.

Вышивка «Овечка»

4

0,75

3,25

11.

Мастер-класс для родителей

1

0,5

0,5

12.
13.
14.

«Гладь»
Вышивка «Ветка с ягодами»
Вышивка «Розы»

4
4
4

1,5
1
0,75

2,5
3
3,25

15.

Мастер-класс для родителей

1

0,5

0,5

16.

«Ленты – это интересно»

4

1,25

2,75

17.

«Закладка для книги»

5

1

4

18.

«Открытка»

5

1

4

19.

Мастер-класс для родителей

1

0,5

0,5

20.

Итоговое занятие «Город
мастеров»

2

0,25

1,75

72
занятия

18,25

53,75

Итого:
Календарный учебный график
№
Месяц
Время
проведения занятия
1. Сентябрь
2. Октябрь
Понедельник
3. Ноябрь
19.10-19.35
4. Декабрь
Среда
5. Январь
18.35-19.00
6. Февраль
7. Март
8. Апрель
9. Май

Форма
занятия
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

Кол-во
часов
8
8
8
8
8
8
8
8
8

детских работ
Взаимоконтроль
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ
Творческое
задание
Взаимоконтроль
Взаимоконтроль
Выставка
детских работ
Творчесое
задание
Творческое
задание
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ
Творческое
задание
Выставка
детских работ

Место проведения

Минимастерская

Содержание курса и план деятельности
«Базового уровня»
(старший дошкольный возраст, 5-6 лет)

№
п/п

Тема

Содержание деятельности

Срок

Количество
часов
15

1.

«Подарки Марьиискусницы»

2.

«Народная кукла»

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.
12.

13.

Заинтересовать
детей
новым
видом
художественного труда – вышиванием,
вызвать желание овладеть приемами
вышивания, любоваться красотой изделий.
Знакомство с народной куклой, историей ее
создания, ее многообразием.
Изготовление куклы «Крупенички». Учить
детей работать с выкройками.

1 неделя
сентября

1 неделя
сентября
«Кукла
2 неделя
«Крупеничка»
сентября1 неделя
октября
Изонить «Птица» Знакомство с выполнением окружности в 2-3 неделя
технике изонити, обучение плоскостному октября
моделированию. Создание
композиции
«Птицы на дереве».
Изонить
Создание сюжетной композиции, используя 4 неделя
«Одуванчики на разные по величине окружности и углы. октябрялугу»
Совершенствование навыков выполнения 2 неделя
окружностей с разными хордами.
ноября
Вышивка крестом Знакомство с видами швов «длинный крест» 2-4 неделя
«Салфетка»
и «сложный крест». Оформление края ноября
салфетки этими швами. Выбор рисунка для
салфетки.
Вышивание
Знакомство со швами «восьмерка», «узелки» 4 неделя
«Салфетка»
и «навив». Оформление этими швами ноябрярисунка салфетки. Учить переводить 3 неделя
рисунок на ткань с помощью копировальной декабря
бумаги.
«Полотенце»
Знакомство с техникой выполнения шва З неделя
«козлик»
и
его
разновидностью. декабряОформление полотенец при помощи 1 неделя
изученных швов.
января
«Рушник»
Закрепление выполнения швов вышивки 1-3 неделя
крестом. Учить самостоятельно подбирать января
узор для своей работы. Оформление
выставки детских работ.
Вышивка
Знакомство
со
швом
«петелька». 3неделя
«Овечка»
Оформление тела овечки данным швом. январяСоздание композиции «Овечки на лугу».
1 неделя
февраля
Мастер-класс для Познакомить с техникой выполнения разных 1 неделя
родителей
видов швов, привлечь к занятиям ручным февраля
трудом с детьми дома.
«Гладь»
Знакомство с видом вышивки – «гладь», 2-3 неделя
разнообразием
изделий,
оформленных февраля
вышивкой. Знакомство с односторонним
гладьевым швом. Выполнение вышивки
«Цветок».
Вышивка
Знакомство с техникой выполнения шва 4 неделя
«Ветка с ягодами» «гладь в прикреп». Выполнение вышивки.
февраля1 неделя
марта

1

1
8

4

5

4

6

4

4

4

1
4

4

16

14.
15.

Вышивка
«Розы»
Мастер-класс для
родителей

16.

«Ленты – это
интересно»

17.

«Закладка для
книги»

18.

«Открытка»

19.

Мастер-класс для
родителей

20.

Итоговое занятие
«Город мастеров»

Знакомство с техникой вышивки «легкая
гладь». Выполнение вышивки.
Познакомить с техникой выполнения
гладьевых швов. Привлечь к занятиям
ручным трудом с детьми дома.
Знакомство с историей вышивки шелковыми
лентами,
разнообразием
изделий.
Закрепление ленты на игле и ткани.
Выполнение основных швов («прямой
стежок»,
«японский
стежок»,
шов
«стебелек»).
Закрепления умения выполнять основные
швы шелковыми лентами. Вышивание узора
на закладке, подбирая ленты по цвету.
Зарисовка схемы вышивки. Выполнение
вышивки, подбирая ленты по цвету.
Познакомить родителей с основными
способами вышивки шелковыми лентами.
Привлечь к занятиям ручным трудом с
детьми дома.
Выполнение вышивки по выбору детей.
Оформление выставки детских работ.

2-3 неделя
марта
4 неделя
марта

4

4 неделя
марта2 неделя
апреля

4

2-4 неделя
апреля

5

1-3 неделя
мая
3 неделя
мая

5

1

1

4 неделя
2
мая
Итого: 72

VI. «Продвинутый уровень» - четвертый год обучения (6-7 лет)
На четвертом году обучения дети овладевают техникой вышивания «ажурная гладь»,
осваивают наиболее сложные способы и приемы вышивания шелковыми лентами; учатся
сочетать в одной работе разные техники вышивания.
Цель:
Развитие умения находить инновационный подход к решению практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса, дать возможность детям
проявить себя в различных областях.
Задачи:
Обучающие:
знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративно –
прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление;
совершенствовать умения и формировать навыки работы с иглой и ножницами;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного
искусства;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений
и генерирования идей.
Воспитывающие:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;
воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
17

Учебный план

№

Название темы

Формы
Количество часов
контроля
всего Теория Практика
1
0,75
0,25
Взаимоконтроль
1
0,75
0,25
Творческое
задание
8
1
7
Выставка
детских работ
5
1,25
3,75
Выставка
детских работ
5
1
4
Выставка
детских работ
Творческое
4
1,5
2,5

1.
2.

«Подарки Марьи-искусницы»
«Народная кукла»

3.

«Кукла «Девка простоволосая»

4.

Изонить «Девочка в сарафане»

5.

Изонить «Осенние цветы»

6.

Вышивка крестом

7.

«Полотенце»

4

1

3

8.
9.

«Гладь»
Панно

3
6

0,75
1,25

2,25
4,75

10.
11.

4
4

1,75
1

2,25
3

12.
13.
14.

Аппликация «Накладное шитье»
Аппликация в технике накладное
шитье
«Салфетка»
«Платок»
«Воротничок»

4
4
4

0,75
0,75
0,75

3,25
3,25
3,25

15.

Мастер-класс для родителей

1

0,5

0,5

16.
17.
18.

«Розочки»
«Ветка сирени»
Панно

3
3
5

0,75
0,75
1

2,25
2,25
4

19.

Мастер-класс для родителей

1

0,5

0,5

20

Итоговое занятие «Волшебница
иголочка»

2

0,5

1,5

Итого:
Календарный учебный график
№ Месяц
Время
проведения занятия
1. Сентябрь
Среда
2. Октябрь
18.00-18.30
3. Ноябрь
Пятница
4. Декабрь
18.00-18.30
5. Январь
6. Февраль
7. Март
8. Апрель

72
18,25
занятия

Форма
занятия
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

Кол-во
часов
8
8
8
8
8
8
8
8

задание
Выставка
детских работ
Взаимоконтроль
Выставка
детских работ
Взаимоконтроль
Выставка
детских работ
Взаимоконтроль
Взаимоконтроль
Выставка
детскихработ
Творческое
задание
Взаимоконтроль
Взаимоконтроль
Выставка
детских работ
Творческое
задание
Выставка
детских работ

53,75

Место проведения

Минимастерская

18

9. Май

групповая

8

Содержание курса и план деятельности
«Продвинутого уровня»
(старший дошкольный возраст, 6-7лет)

№
п./п
1.

2.
3.

Тема

Содержание деятельности

Срок

«Подарки
Марьиискусницы»

Заинтересовать
детей
новым
видом
художественного труда – вышиванием,
вызвать желание овладеть приемами
вышивания, любоваться красотой изделий.
Знакомство с народной куклой, историей ее
создания, ее многообразием.
Изготовление
куклы
«Девки
простоволосой». Учить детей работать с
выкройками. Учить детей сочетать ткань,
подбирать контрастные цвета.
Соединяя окружность и разные углы,
создать образ человека. Совершенствование
навыков выполнения в технике изонити
углов и окружностей.
Соединяя окружность и разные углы,
создать образ цветов. Совершенствование
навыков выполнения в технике изонити
углов и окружностей.
Знакомство с техникой выполнения шва
«переплетенный крест». Выбор узора для
украшения
полотенца,
составление
пооперационных карт.
Закрепление выполнения швов «простой
крест»,
«полукрест»,
«переплетенный
крест», «сложный крест» и т.д.
Вспомнить способы выполнения различных
гладьевых швов. Побор рисунка для
будущей вышивки. Перевод рисунка на
ткань.
Сочетание в одной вышивке различных
гладьевых швов, подбирая нити по цвету.
Оформление выставки детских работ.

1 неделя
сентября

«Народная
кукла»
«Кукла «Девка
простоволосая»

4.

Изонить
«Девочка в
сарафане»

5.

Изонить
«Осенние
цветы»

6.

Вышивка
крестом

7.

«Полотенце»

8.

«Гладь»

9.

Панно

10.

Аппликация
«Накладное
шитье»

11.

Аппликация в
технике
накладное
шитье

Знакомство с новым видом вышивки –
накладное шитье. Учить работать с
выкройками.
Закрепление
техники
выполнения
швов
«тамбурный»,
«гладьевый» и т.д. Выбор рисунка вышивки.
Составление
пооперационных
карт.
Выполнение работы в технике накладное
шитье. Сочетание в работе известных швов.

Количество
часов
1

1 неделя
сентября
2неделя
сентября 1 неделя
октября
2-4 неделя
октября

1

4 неделя
октября 2 неделя
ноября
3-4 неделя
ноября

5

1-2 неделя
декабря

4

3-4 неделя
декабря

3

4 неделя
декабря 3 неделя
января
3 неделя
января 1 неделя
февраля

6

1-3 неделя
февраля

4

8

5

4

4

19

12.

«Салфетка»

13.

«Платок»

14.

«Воротничок»

15.

Мастер-класс
для родителей

16.

«Розочки»

17.

«Ветка сирени»

18.

Панно

19.

Мастер-класс
для родителей

20.

Итоговое
занятие
«Волшебница
иголочка»

Знакомство с новым видом глади –
фестончатая гладь. Учить работать по
трафарету. Закрепление умения вышивать
швом «пунктир», «обшивочный шов».
Знакомство с прорезной гладью и способами
обработки отверстий различной формы.
Совершенствование навыков выполнения
двустороннего гладьевого шва.
Знакомство с выполнением ажурной глади с
бридами. Выполнение различных способов
выполнения брид. Выбор рисунка вышивки.
Выполнение работы.
Познакомить родителей с различными
видами гладьевой вышивки. Привлечь к
занятиям ручным трудом с детьми дома.
Знакомство с новыми видами швов
«французский узелок» и «тамбурный шов».
Выполнение вышивки цветов этими швами.
Знакомство с новым видом шва «петля» и
«петелька с глазком». Выполнение вышивки
ветки сирени.
Создание панно в технике вышивка лентами.
Закрепление выполнения различных швов
техники вышивки лентами.
Познакомить
родителей
с
техникой
вышивания лентами. Привлечь к занятиям
ручным трудом с детьми дома.
Выполнение вышивки по выбору детей.
Оформление выставки детских работ.

3 неделя
февраля 1 неделя
марта
1 неделя
марта 3 неделя
марта
3 неделя
марта 1 неделя
апреля
1 неделя
апреля

4

2-3 неделя
апреля

3

3-4 неделя
апреля

3

1-3 неделя
мая

5

3 неделя
мая

1

4 неделя
мая

2

4

4

1

Итого: 72
VII. Взаимодействие с родителями
Основной и самой интересной формой взаимодействия с родителями является
проведение мастер-классов, на которых семьи воспитанников выполняют творческие работы
в различных техниках: изонить, гладьевые швы, вышивание лентами и др. Также
используются другие формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение на
презентации работ, подготовка фото-видео отчетов создания творческих работ, как в детском
саду, так и дома, совместные занятия. Также проводятся консультации для родителей по
интересующим их темам.
Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес
детей. Родители детей дошкольного возраста – активные участники и помощники для
своего ребенка. Вместе с детьми получают новые знания, открывают своего малыша,
открывают и себя, свои таланты и творческие способности. Занятия по обучению вышивке
богаты различными направлениями, а так же разнообразны по содержанию. Совместные
занятия с мамой или папой - это качественное время, проведенное с малышом, которое
поможет родителям увидеть, как интересно можно развивать своего ребенка дома, как
реализовать поставленные задачи соответственно возрастным и психологическим
особенностям ребенка.
20

VIII. Материально-техническое оснащение

Основное оборудование:
ткань (поплин) белого цвета, нежных пастельных тонов;
ткань полотенечная;
маленькие кусочки ткани для создания композиций в технике «печворк»;
канва крупная;
синтепон;
иглы гобеленовые № 24;
пяльца (диаметр 16-18 см);
нитки мулине разных цветов;
нитки х/б разных цветов;
нитки акриловые разных цветов;
ножницы;
картон белый и цветной;
пуговицы разных размеров, фактуры и цветов;
пайетки;
бусины крупные и мелкие:
бисер разного цвета;
ленты для вышивания разного цвета;
тесьма разного цвета и ширины;
ленты атласные разного цвета и ширины.
Информационно-методическое обеспечение реализации Программы: ноутбук.
Учебно-наглядные пособия:
иллюстрации с изображением готовых изделий;
образцы изделий (народные куклы из ниток и ткани, работы в технике «изонить», образцы
вышивки);
коллекция ткани разной фактуры, цвета;
операционные карты выполнения различных швов;
операционные карты этапов изготовления народных кукол.
IX. Методическое обеспечение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

О.А.Цыгвинцева Мастерская народных кукол. Теоретические и практические
основы изготовления. – СПб: «Детство-пресс», 2013
Цветной мир: Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной
школе. Народная игрушка. – Институт художественного образования Российской
академии образования, 1/2009
Цветной мир: Изобразительное творчество и дизайн в детском саду.
Нетрадиционные техники. – Институт художественного образования Российской
академии образования, 6/2008
Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб:
«Детство-пресс», 2004
Л.В.Сычева Вышивка. – Горно-Алтайск, МП «Альтернатива», 1991
А.В.Белошистова, О.Г.Жукова Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми. –
М: АРКТИ, 2008
Мастерилка: Детское художественное творчество. Шарики-лошарики. – «Карапуз»,
10/2010
21

8.
9.

Вышивка лентами. – Минск: Харвест, 2010.
О.В.Дыбина, Н.П.Рахманинова, В.В.Щетинина Неизведанное рядом: Занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2004
10. О.В.Дыбина Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М: ТЦ
Сфера, 2010
11. Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия/
Пер. с ит. – М. : АСТ-ПРЕСС Книга, 2010.
12. Зверушки из помпонов. – М.: АРТ-РОДНИК, 2008

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».