08.10.2020
Народные сказки давно являются неотъемлемой частью знакомства с художественной литературой.
Самые элементарные и в то же время самые важные представления о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности - формируются у дошкольников, ложатся в сознание и определяют для них нормы поведения после прочтения сказочных произведений. Сказки, мифы, легенды передают характер нравственно-эстетических отношений между людьми и способы регулирующие их.
Литература Урала не может рассматриваться вне контекста общероссийской, и не случайно П.П. Бажов, Д.Н. Мамин-Сибиряк - гордость региона - это писатели, пользующиеся всероссийской и мировой известностью. В нашем представлении любая так называемая «региональная» литература, тем более рассчитанная на самых маленьких читателей, должна быть вплетена в большую литературу России, а возможно, и всего мира. Только тогда она обретает общечеловеческий, в том числе и воспитательный смысл, становится хранилищем и универсальных, и национальных культурных ценностей.
Педагогическая ценность сказок народов Урала чрезвычайно велика. Помимо всех достоинств, которые вообще отличают сказку как образовательный и воспитательный материал, сказки народов Урала вносят большой вклад в патриотическое воспитание юных граждан. Сказки знакомят детей с жизнью разных народов: русских, башкир, удмуртов, татар, коми, манси, хантов с их национальными обычаями, природой края.
Так же как и русские сказки, они проникнуты чувством горячей любви к Родине, ее народу, верой в торжество победы добра над злом.
Знакомясь с этими сказками, ребенок невольно начинает сравнивать их с русскими. Возможность и оправданность такого сопоставления заложена в самом характере сказочных сюжетов и образов: сказки разных народов так схожи, что их можно считать национальными вариантами одного и того же произведения, отличающихся самобытностью, духом традиций и отмеченных печатью оригинальности. В этом легко убедиться, сопоставив, например, такие сказки как «Старик, старуха и береза» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; «Береста, брусника и уголек» и «Пузырь, соломинка и лапоть».
Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается и в оригинальных сюжетных решениях, и в приемах передачи национальной речи, народного быта, обычаев, фантастического вымысла и композиции. («Зайчик», сказка народов манси и русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»)
Наиболее ценными среди сказок народов Урала можно считать сказки, в которых воплощены важнейшие жизненные мотивы, своим существованием обязанные вере народов в добро и справедливость, осуждению лени, тунеядства, жадности, лжи (башкирские сказки «Два барсука», «Лиса сирота»).
Забавляя, сказка одновременно несет дошкольнику и идеи, необходимые для развития, понимания нравственно-этических отношений, формирования его личности (удмуртская сказка «Старик со старухой и береза»). Художественные образы сказок оказывают на дошкольников старшего возраста глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности (представление об устройстве мира в мифологии народов Урала)
У детей, после прослушивания сказок, немедленно возникает желание проявить свои чувства в действиях. Яркие поступки персонажей дети воспроизводят в играх-инсценировках, драматизациях, рисунках, лепке. Сопереживание с героями для них – школа чувств и познание окружающего мира.
С течением времени, расширяется словарь детей, все в большем объеме они начинают понимать художественное слово.
Усвоение грамматических конструкций связной речи дает основу для восприятия народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ).
В сказке «Лиса сирота» рассказывается о совместной дружной жизни зверей. Потом пришла лиса и хотела разрушить устоявшийся жизненный уклад. Но находчивость победила хитрость. В каждой сказке о животных есть такой смысл, который полезен ребенку, ведь он должен определять для себя место в жизни, усвоить морально-этические нормы поведения в обществе.
Замечательно, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Детям проще воспринимать особенности, формы поведения оценивая животных, а не людей (сказка народов ханты «Мышка»).
Детям старшего дошкольного возраста нравятся волшебные сказки. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и ее чудесный вымысел. В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках совершается в семье, конфликты носят семейный характер (удмуртские легенды, мифы, сказка «Пятна на луне», «Старик со старухой и береза»).
Сказки учат дошкольника оценивать дела и поступки людей в свете признанных общечеловеческих ценностей, свои собственные поступки с поступками героев.
Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда становятся частью его мироощущения.
Башкирские сказки
Медведь и пчелы
Курица и ястреб
Два барсука
Хан и Алдар
Лиса-сирота
Удмуртские сказки
Старик со старухой и береза
Заяц и лягушка
Кошка и белка
Ласточка и комар
Синица и ворона
Охотник и змея
Глупый котенок
Звезды (легенда)
Синица и журавль
Мышь и воробей
Татарские сказки
Умная девушка
Гульчечек
Три дочери
Мышь и сорока
Пройдоха
Сказки народов манси
Воробушек
Зайчик
Сказки народов ханты
Медвежья трава
Мышка
Береста, брусника, уголек
Волшебные сказки
Лягушка – царевна
Марья Моревна
Финист - ясный сокол
Сказки про животных
Лисичка со скалочкой
Жихарка
Кот, петух и лиса
Бобовое зернышко
Лиса и волк
Сказы П.П. Бажова
Медной горы хозяйка
Синюшкин колодец
Серебряное копытце
Хрупкая веточка
Голубая змейка
Малахитовая шкатулка
Огневушка – Поскакушка
Д. Мамин Сибиряк
Сказка про храброго зайца - длинные уши – косые глаза –
короткий хвост
Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке
Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого
Мишу – короткий хвост
Медведко
Е. Пермяк
Торопливый ножик
Чужая калитка
Колосок
В. Лысов
Стихи детям