Что такое одаренность???
02.08.2022
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки
для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких (необычных, незаурядных), результатов в той или нескольких
видах деятельности по сравнению с другими людьми.
На сегодняшний день
большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и
характер одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия
наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного
деятельностью ребенка (игровой, образовательной, трудовой). В тоже время
нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности,
лежащих в основе саморазвития личности, лежащих в основе формирования и
реализации индивидуального дарования.
Виды одаренности:
- лидерская
(проявляется в социально-коммуникативном развитии);
- интеллектуальная
(проявляется в познавательном развитии ребенка);
- сценическая,
литературно-поэтическая (проявляется в речевом развитии);
- музыкальная,
хореографическая, изобразительная (проявляется в художественно-эстетическом
развитии).
-
спортивно-организационная (проявляется в физическом развитии).
Критерии выявления
видов
одаренности:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы
психики.
2. Степень сформированности одаренности:
- актуальная
одаренность
- потенциальная
одаренность
3. Форма проявления:
- явная
одаренность
- скрытная
одаренность
4. Широта проявления в различных видах деятельности:
- общая
(умственная) одаренность
- специальная
одаренность
5. Особенности возрастного развития:
- ранняя
одаренность (вундеркинды)
- поздняя
одаренность.
Признаки одаренности – это те способности одаренного ребенка, которые
проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне
наблюдения за характером его действия. Признаки одаренности охватывают два
аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный -
характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности
Признаки выявления одаренных детей
1. Комплексный характер
оценивания разных поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать
различные источники информации и охватить как можно больше широкий спектр его
способностей;
2. Длительность
идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка
в разных ситуациях);
3. Анализ поведения
ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной
соответствуют его склонностям и его интересам (включение в специально
организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы
соответствующей предметной деятельности и т.д.);
4. Использование
тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные
развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические
«преграды»;
5. Подключение к оценке
одаренного ребенка специалистов соответствующей предметно области деятельности
(музыкантов, художников и т.д.);
6. Оценка признаков
одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его
психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности,
на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для
индивидуальной траектории обучения)
7. Преимущественная
опора на экологически валидные методы психодиагностики имеющие дело с оценкой
реального поведения ребенка в реальной ситуации.
Такие как анализ
продуктов деятельности, наблюдение, беседа, оценки педагогов и родителей.
Виды
одаренности
Виды одаренности
предполагают одновременное включение всех уровней психической организации с
преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида
деятельности.
Таблица №1
Виды |
Уровни психической
организации |
Виды деятельности |
Академическая одаренность |
Мотивационно-личностные характеристики |
Стремление ребенка к получению знаний и умений,
познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению |
Успешность в освоении программного материала,
широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных
процессов |
|
Творческая одаренность |
Художественная одаренность |
Проявление фантазии в творческих художественных
работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с
возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность |
Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство
ритма, хороший голос, музыкальный слух |
|
Литературная одаренность |
Хорошая речевая фантазия, умение составлять
рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов |
|
Артистическая одаренность |
Умение «вжиться» в роль, держаться на публике,
желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и
речевая память |
|
Конструкторская одаренность |
Развитое пространственное мышление, любовь к
конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций,
способность к изобретательству, рационализации |
|
Психомоторная одаренность |
Спортивная одаренность |
Высокие спортивные показатели в соответствии с
возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические
данные и выносливость |
Хореографическая одаренность |
Чувство ритма, музыкальный слух, способность
копировать движения, хорошая двигательная память |
|
Коммуникативная одаренность |
Социально-личностная одаренность |
Умение понимать партнера по общению, чувствовать его
эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность |
Умение организовать сверстников на какое-либо общее
дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и
стремление контролировать ситуацию |
Любой индивидуальный
случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех
вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность
оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для
педагога - это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого
взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.08.2023
Дата обновления: 23.08.2023
Дата публикации: 02.08.2022