14.09.2022
Детский сад - первый
социально-коммуникативная ступень, в котором начинается социально-личностное
развитие ребенка. В группе детского сада ребенок начинает познавать все
тонкости взаимодействия и общения с окружающими взрослыми и детьми. Педагоги
признают необходимость как можно более ранней идентификации одаренных детей в
детском коллективе для создания условий развития их дарования. Одаренный
ребенок нередко отличается и особенной ранимостью. Ему со своей
необычностью бывает нелегко среди сверстников. Поэтому задача педагогов ДОУ –
помочь ребенку не только раскрыть свой талант, но и выстроить взаимоотношения с
окружающими.
Развитие социальных - коммуникативных
навыков у одаренных детей дошкольного возраста весь процесс, связанный с
обработкой языковых навыков, речевых умений, форм специальных усвоенного
поведения, который включает в себя следующие компоненты:
Диалоговые, коммуникативные навыки:
- вербальные (умение начать, поддерживать,
завершить диалог, беседу, умение выслушать другого, сформулировать и задать
вопрос;
- участвовать в коллективном обсуждение
темы);
- невербальные (умения вести разговор
повернувшись лицом к собеседнику;
- умение использовать при разговоре жесты, мимику,
регулировать громкость и тембр голоса).
Социальные навыки:
- умение выражать свои чувства и эмоции;
- умение взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками (как знакомыми, так и с незнакомыми);
- умение регулировать свое эмоциональное
состояние в зависимости от ситуации.
Социализация является
важнейшим условием гармоничного развития одаренных детей. Через коммуникацию
происходит развитие сознания и высших психологических функций. Необходимо
сформировать у одаренных детей позитивное общение, которое позволит в
дальнейшем комфортно жить в обществе людей; благодаря общению дети не только
познаю других людей (взрослого или сверстника), но и самих себя.
Социально-коммуникативное развитие младших, средних, старших подготовительные
групп играет ведущую роль коммуникативные способности. Они позволяют различать
те или иные ситуации общения, понимать состояния других людей в данных
ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие
умений:
- понимать эмоциональные состояния
сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и
рассказать о нем;
- получать необходимую информацию в
общении;
- выслушать другого человека, с
уважением относится к его мнению, интересам;
- вести простой диалог со взрослыми и
сверстниками;
- отстаивать свое мнение;
- соотносить свои желания, стремления с
интересами других людей;
- принимать участие в коллективных делах
(договориться, уступать и т.д.);
- уважительно относиться к окружающим
людям;
- принимать и оказывать помощь;
- не ссорится, спокойно реагировать в конфликтных
ситуациях
Социально-коммуникативное развитие
дошкольников происходит через игру, как ведущую деятельность. Общение является
важнейшим элементом любой игры. Вовремя игры происходит социальное,
эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность
воспроизвести взрослый мир и участвовать воображаемой социальной жизни. Дети
учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с
окружающими.
В процессе непосредственно-образовательной
деятельности необходимо включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости
детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает
эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В
ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка
развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к
окружающему его миру. Для налаживания диалогического общения
используются настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино,
игры с правилами. Важно, чтобы
одаренный ребенок был готов пополнить свои знания, опираясь на приобретенные в
детском саду. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной
жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей
реализоваться.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.08.2023
Дата обновления: 23.08.2023
Дата публикации: 14.09.2022