Содержание
Стр.
1. Основные характеристики программы
3
1.1 Пояснительная записка
3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
5
1.3 Содержание общеразвивающей программы
6
1.4 Планируемые результаты по итогам реализации программы
20
2. Организационно-педагогические условия
21
2.1 Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
21
2.2 Условия реализации программы
22
2.2.1 Материально-техническое обеспечение
22
2.2.2 Кадровое обеспечение
22
2.2.3 Методические материалы
22
2.2.4 Форма предоставления результатов
22
2.3 Форма контроля и оценочные результаты
23
3. Взаимодействие с родителями
26
4 Список литературы
26
I.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАМЫ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности Творческая мастерская «Волшебная иголочка» (Далее – Программа)
Данная программа имеет художественную направленность.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №
273-ФЗ;
Приказ Министерства просвещения РФ Приказ № 629 от 27 июля 2022 г. «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (утверждены постановление Главного государственного санитарного
врача российской Федерации от 28 января 2021 года № 2);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждены постановление Главного государственного санитарного врача российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28);
Уставом Учреждения, утвержденным Распоряжением Управления образования
Администрации г. Екатеринбурга № 2846/46/36 от 27.12.2021г.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русском.
Актуальность программы обусловлена потребностью воспитания всесторонне
развитой личности, осознание ребенком собственной индивидуальности, его
самореализации, приобщения к общечеловеческим ценностям, укрепления психического и
физического здоровья детей, взаимодействия педагога дополнительного образования с
семьями воспитанников.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс
целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у
воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение
понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение
эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее,
положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное
декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и
эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными,
развивающими и воспитательными возможностями.
Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративноприкладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством
узоров.
Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного
возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют
прикоснуться к истокам культуры своего народа. Интерес к вышиванию проявляют как
девочки, так и мальчики: все дети независимо от пола, пробуют силы в различных видах
деятельности, в том числе и в вышивании, и находят то, что нравится, к чему есть природные
наклонности и задатки.
Детям нужно создать что-либо своими руками: это самый простой и естественный
способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление
функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к миру. Сложный мир
вещей становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается и на эмоциональном
благополучии детей: страх и неуверенность уходят, а растет творческая активность.
В процессе занятий вышивкой формируются все психические процессы, развиваются
художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие
окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления
детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Занятия в творческой мастерской «Волшебная иголочка» позволяют развивать
творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук, самоутверждаться,
проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала
школьного обучения.
Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоциональноповеденческом аспекте.
Новизна данной программы заключается в том, что с раннего возраста дети знакомятся
с бутафорской иглой, народной куклой, с различными видами тканей, а в более старшем
возрасте дети знакомятся с различными видами вышивки.
Контингент детей
Программа разработана для детей 3-4 года, 4-5 лет, 5- 6 лет и 6-7 (8) лет.
Режим занятий
В соответствии с СанПин занятия по программе проводятся:
Продолжительность одного академического часа:
младшая группа – 15 минут
средняя группа – 20 минут
старшая группа – 25 минут
подготовительная к школе группа – 30 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Срок реализации программы
Объем программы – 288 часов.
Программа рассчитана на 4 года обучения:
1 год обучения: 72 часа в год
2 год обучения: 72 часа в год
3 год обучения: 72 часа в год
4 год обучения: 72 часа в год.
Срок освоения:
Количество занятий в месяц – 8
Количество учебных недель – 36
Количество учебных занятий в году -72
Форма обучения – очная.
Организационная форма – подгрупповая групповая.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы
групповая деятельность должна сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому
ребёнку.
Оптимальное количество детей в группе - не более 12 человек.
Формы работы:
беседы;
игровые ситуации;
индивидуальная работа;
коллективно-творческая работа;
взаимодействие с родителями;
оформление выставки работ воспитанников.
Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать
индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения
навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие
возможные факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в
соответствии с вышеуказанными причинами. При реализации творческого замысла
количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально. Каждый ребенок
работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления
мышц, снятия напряжения – физминутки.
Виды занятий:
беседа;
практическое занятие;
мастер-класс.
Форма представления результатов:
выставки детских работ в детском саду;
дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
творческий отчет педагога – руководителя кружка на педсовете;
мастер-классы для родителей и педагогов детского сада;
консультации для родителей.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы:
Цель: Ознакомление дошкольников с доступным их возрасту видом художественного
труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.
Приобщение детей к ценностям прикладного творчества. Создание условий для развития
ребенка как личности.
Задачи программы:
формировать знания об истории и развитии вышивания;
освоить воспитанниками разные техники вышивания;
формировать ценностное отношение к народным традициям, наследию родного края;
формировать основы работы с различными материалами, развивать самостоятельность и
аккуратность в изготовлении изделий;
развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие
способности;
формировать эстетический и художественный вкус.
Принципы работы:
принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в
сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
принцип культуросообразности: знакомство с историей вышивки, с рукоделием разных
народов;
принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и
способностей каждого ребенка;
принцип свободы выбора;
принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом
и возможностями детей;
принцип системности.
Методы и приемы работы:
В работе широко используются практические методы обучения: упражнение (при
освоении приемов вышивания), моделирование (пооперационные карты), игровой метод.
Из словесных методов применяется рассказ педагога и рассказы детей, беседы.
Из словесных приемов обучения используется объяснения, пояснения, педагогическая
оценка педагога.
Применяются и наглядные методы и приемы:
наблюдение;
рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;
показ образца;
показ способа вышивания (или другого действия) и другие.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга,
позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки,
развить внимание, мышление, творческое воображение.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
рабочая
Младший
Средний
Старший
Старший
программа
дошкольный
дошкольный
дошкольный дошкольный возраст
дисциплины
возраст
возраст
возраст
Подготовительная
)модуля(
Младшая группа Средняя группа Старшая группа
группа
(3-4 года)
(4-5 лет)
(5-6 лет)
(6-8 лет)
количество занятий
Художественная
Творческая
мастерская
«Волшебная
иголочка»
Художеств
Творческая
2
8
72
2
8
72 2 раза
2
8
72
2
8
72
енная
мастерская
раза раз раза раза раз раза раза раз раза раза раз раза
«Волшебная
.
иголочка»
Направл
енность
Младший дошкольный возраст от 3 до 4 лет - не более 15 минут,
Средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет - не более 20 минут,
Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до
8 лет - не более 30 минут.
«Стартовый уровень» - первый год обучения (3-4 года)
На первом году обучения дети получают элементарные навыки работы с тканью, нитками,
иголкой. Дети учатся создавать сюжетные работы. Для детей второй младшей группы
характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них
вида ручного труда - вышивания.
Цель:
Знакомство с основами теории и техники вышивки, как основы формирования
художественно-эстетических ценностей ребенка; ознакомление детей с возможностями
своего развития.
Задачи:
Обучающие:
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление;
формировать навыки работы с иглой и ножницами.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного
искусства;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника;
формирование творческих способностей.
№
Воспитывающие:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;
воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству.
Учебный план
Название темы
Количество часов
Формы
контроля
все
Тео
Практика
го
рия
Календарный учебный график
№ Месяц
Время
проведения занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
1.
Сентябрь
Групповая
8
2.
Октябрь
Групповая
8
3.
Ноябрь
Вторник
Групповая
8
4.
Декабрь
16.00-16.15
Групповая
8
5.
Январь
Четверг
Групповая
8
6.
Февраль
16.00-16.15
Групповая
8
7.
Март
Групповая
8
8.
Апрель
Групповая
8
9.
Май
групповая
8
Место проведения
Минимастерская
Содержание курса и план деятельности
«Стартового уровня»
(младший дошкольный возраст, 3-4 года)
№
Тема
Содержание деятельности
Количество
Срок
часов
п/п
1.
«Подарки Марьиискусницы»
2.
«Разноцветный
лоскуток»
Заинтересовать детей новым видом
художественного труда – вышиванием,
вызвать желание овладеть приемами
вышивания, любоваться красотой изделий.
1 неделя
сентября
1
Знакомство со свойствами ткани (ситец,
1 неделя
трикотажное волокно). Учить определять ее сентября
качества.
1
3.
4.
Аппликация
«Одеяло бабушки»
«Кукла
Пеленашка»
Знакомство с видом народного творчества
– лоскутное шитье (пэчворк). Учить
подбирать ткань по цвету и фактуре.
Знакомство детей с народной куклой из
ткани. Учить изготавливать кукол из
кусочков ткани, подбирая их по цвету.
2-3
неделя
3
сентябр
я
3-4
неделя
3
сентябр
я
5.
«Кукла
Бессонница»
Продолжать учить изготавливать кукол из
кусочков ткани, подбирая их по цвету.
Учить завязывать простые узелки на ткани.
1-2
неделя
октября
3
6.
«Раз клубочек, два
клубочек»
Знакомство со свойствами трикотажного
волокна (сравнение с другими тканями).
Учить распускать трикотажное волокно
ручного вязания. Формирование умения
скатывать из трикотажных ниток «шарики»,
«комочки», «колбаски».
2-3
неделя
октября
2
7.
Аппликация из
трикотажных ниток
«Цветок»
Закрепление умения скатывать из
трикотажных ниток «шарики», «комочки»,
«колбаски». Учить составлять элемент
«цветок», сочетая нитки по цвету.
3-4
неделя
октября
3
8.
Коллективная
работа «Осенний
букет»
Закрепление умения скатывать из
трикотажных ниток «шарики», «комочки»,
«колбаски». Учить составлять элемент
«листок», «цветок», сочетая нитки по цвету.
1-2
неделя
3
Знакомство со свойствами шерстяных
ниток. Упражнять в наматывании ниток на
картонную основу.
2-3
неделя
(из трикотажных
ниток)
9.
«Шерстяная
ниточка»
ноября
3
ноября
10.
Аппликация
«Чудесная
веревочка»
Закрепление свойства шерстяных ниток.
Учить наклеивать шерстяную нить по
контуру изображения.
4 неделя
ноября
2
11.
«Веселые
помпончики»
Упражнять в наматывании ниток на
картонную основу, завязывании намотки
(изготовление полупомпона).
1-2
неделя
декабря
3
12.
Аппликация
«Новогодние
украшения»
Закрепление умения наматывать нитки на
картонную основу, завязывать намотку.
Учить подбирать нитки по цвету, аккуратно
2-4
неделя
декабря
5
закреплять на основе. Оформление
выставки детских работ.
13.
«Кукла – оберег»
Знакомство с историей создания кукол
оберегов. Закрепление умения наматывать
нитки, завязывать намотку.
1-2
неделя
января
3
14.
«Мальчик и
девочка»
Продолжать закреплять умение наматывать
нитки, завязывать намотку. Учить украшать
куклу кусочками ткани. Учить доводить
работу до конца, добиваться поставленной
цели.
2-4
неделя
января
5
(куклы из ниток)
15.
«Иголка –
мастерица»
Знакомство с новым инструментом –
иголкой. Знакомство с правилами
обращения с иголкой.
1 неделя
февраля
1
16.
«Ниточка –
иголочка»
Упражнять во вдевании нитки в иголку,
завязывании узелка. Закрепление правил
обращения с иголкой.
1 неделя
февраля
1
17.
Вышивание на
картоне «Елочка»
Знакомство со швом «вперед иголка».
Учить закреплять нить на основе.
2-4
неделя
февраля
5
18.
Вышивание на
картоне «Открытка
для мамочки»
Закрепление умения шить швом «вперед
иголка», умения закрепления нити на
основе. Учить подбирать нити, сочетая их
по цвету.
4неделя
февраля-
5
Вышивание на
картоне «Ведерко»
Закрепление умения шить швом «вперед
иголка». Учить подбирать нити, сочетая их
по цвету.
3 неделя
марта-
19.
2 неделя
марта
5
1 неделя
апреля
20.
«Пуговкамалышка»
Знакомство с историей возникновения
пуговиц, их назначением. Учить
выкладывать узор из пуговиц.
1-2
неделя
апреля
2
21.
Коллективная
аппликация
«Весна»
Выкладывание узора из пуговиц, подбирая
их по цвету и фактуре. Учить аккуратно
наклеивать пуговицы на основу.
2-3
неделя
апреля
2
22.
«Бусы для мамы»
Знакомство со способами нанизывания
пуговиц на нить. Создание бус, подбирая
пуговицы по цвету.
3-4
неделя
апреля
3
23.
Мастер-класс для
родителей
Познакомить родителей с приемами
работы с нитками, создание кукол из ниток.
1 неделя
24.
Коллективная
работа «Страна
Выдумляндия»
Закрепление навыков и умений,
полученных в течение учебного года.
Умение самостоятельно выбирать приемы
работы.
1-3
неделя
мая
4
25.
Мастер-класс для
родителей
Познакомить родителей с приемами
создания поделок из пуговиц.
3 неделя
мая
1
26.
Итоговое занятие
Выполнение работы по замыслу ребенка,
учить самостоятельно задумывать работу,
подбирать необходимый материал.
Оформление выставки детских работ.
4 неделя
мая
2
«Я умею»
1
мая
Итого: 72
«Базовый уровень» - второй год обучения (4-5 лет)
На втором году обучения дети закрепляют навыки работы с иголкой и тканью,
полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами
вышивания. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях.
Цель:
Формирование творческих способностей личности ребенка путем обучения
более сложной технике вышивания.
Задачи:
Обучающие:
знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративно –
прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление;
совершенствовать умения и навыки работы с иглой и ножницами.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного
искусства;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству
художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение к синтезу и анализу.
Воспитывающие:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;
воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному
искусству.
Учебный план
№
Название темы
Количество часов
всего
Теория
Практика
Форма
контроля
1.
«Подарки Марьиискусницы»
1
0,75
0,25
Взаимоконтроль
2.
«Путешествие в прошлое
ткани»
2
0,75
1,25
Творческое
задание
3.
«Кукла-закрутка»
4
1,25
2,75
Выставка
детских работ
4.
«Грибок»
4
1,25
2,75
Выставка
детских работ
5.
«Рыбка»
3
0,75
2,25
Выставка
детских работ
6.
Мастер-класс для
родителей «Веселый
клоун»
1
0,5
0,5
Творческое
задание
7.
«Путешествие в прошлое
пуговицы»
1
0,75
0,25
Творческое
задание
8.
Аппликация «Веселые
зверята»
4
1,25
2,75
Выставка
детских работ
9.
Аппликация «Подарок для
мамочки»
4
0,75
3,25
Выставка
детских работ
10.
Вышивание «Ёжик»
5
1
4
Выставка
детских работ
11.
Вышивание «Новогодняя
ёлка»
5
1
4
Выставка
детских работ
12.
«Ниточка – иголочка»
2
0,75
1,25
Творческое
задание
13.
Вышивание «Мишутка»
5
1
4
Выставка
детских работ
14.
Вышивание «Машина»
5
1
4
Выставка
детских работ
15.
Вышивка «Солнышко»
4
0,75
3,25
Выставка
детских работ
4
1
3
Выставка
детских работ
16.
Вышивка «Красивые
цветы»
17.
«Раз, два – на салфетке
бахрома»
2
0,5
1,5
Взаимоконтроль
18.
Мастер-класс для
родителей
1
0,5
0,5
Творческое
задание
19.
«Забавный крестик»
1
0,75
0,25
Взаимоконтроль
20.
Вышивание «Полукрест»
4
0,75
3,25
Взаимоконтроль
21.
Вышивание «Простой
крест»
3
0,5
2,5
Взаимоконтроль
22.
Вышивание «Красивая
салфетка»
5
1
4
Выставка
детских работ
23.
Итоговое занятие
«Мастера и мастерицы»
2
0,25
1,75
Выставка
детских работ
Итого:
72
18,75
занятия
53,25
Календарный учебный график
№
Месяц
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Время
проведения
занятия
Вторник
Четверг
Форма
занятия
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
групповая
Кол-во
часов
8
8
8
8
8
8
8
8
8
Место проведения
Минимастерская
Содержание курса и план деятельности
«Базового уровня»
(средний дошкольный возраст, 4-5 лет)
№
Количество
часов
Тема
Содержание деятельности
Срок
1.
«Подарки Марьиискусницы»
Заинтересовать детей новым видом
художественного труда – вышиванием,
вызвать желание овладеть приемами
вышивания, любоваться красотой
изделий.
1 неделя
сентября
1
2.
«Путешествие в
прошлое ткани»
Знакомство с историей создания ткани,
вспомнить свойства различных видов
тканей.
1-2
неделя
сентября
2
3.
«Кукла-закрутка»
Знакомство с историей народной куклы,
показать последовательность
изготовления тряпичной куклы.
2-4
неделя
сентября
4
4.
«Грибок»
Знакомство с техникой изонити.
Вспомнить правила пользования
иголкой и ножницами. Выполнение
узора острого угла. Создание
композиции «В осеннем лесу».
4 неделя
сентября
-
4
п/п
2 неделя
октября
5.
«Рыбка»
Продолжить обучение детей технике
изонити, закрепить знание
последовательности работы в
соответствии с правилами. Создание
композиции «Аквариум».
2-3
неделя
октября
3
6.
Мастер-класс для
родителей
«Веселый клоун»
Познакомить родителей с техникой
изонити. Научить детей работать с
трафаретом, протыкать шилом
отверстия в картоне по отметкам на
трафарете.
4 неделя
1
7.
«Путешествие в
прошлое пуговицы»
Знакомство с историей создания
пуговиц, их назначением. Загадывание
загадок.
4 неделя
октября
1
8.
Аппликация
Знакомство с техникой пришивания
пуговиц с двумя отверстиями.
Закрепление знания правил работы с
иголкой и ножницами.
1-2
неделя
4
«Веселые зверята»
октября
ноября
9.
Аппликация
«Подарок для
мамочки»
10.
Вышивание
«Ёжик»
11.
Вышивание
«Новогодняя ёлка»
Знакомство с различными техниками
пришивания пуговиц с четырьмя
отверстиями. Продолжать закреплять
правила работы с иголкой и ножницами.
3-4
неделя
ноября
4
Знакомство с техникой выполнения шва
«вперед иголка» с использованием
нитей двух цветов.
1-3
неделя
декабря
5
Закрепление выполнения шва «вперед
иголка». Учить детей подбирать нити по
цвету. Оформление выставки детских
работ.
3 неделя
декабря-
5
1 неделя
января
12.
«Ниточка –
иголочка»
Знакомство с техникой выполнения шва
«назад иголка». Закрепление умения
завязывать узелок на нити, закрепление
нити на ткани.
2 неделя
января
2
13.
Вышивание
«Мишутка»
Закрепление техники выполнения шва
«назад иголка». Учить подбирать нити
подходящие по цвету.
3неделя
января-
5
14.
Вышивание
«Машина»
15.
Вышивка
«Солнышко»
1 неделя
февраля
Закрепление техники выполнения шва
«назад иголка». Учить подбирать нити
подходящие по цвету.
1 неделя
февраля-
Знакомство с техникой выполнения
тамбурного шва. Заинтересовать новым
видом вышивки.
4 неделя
февраля-
5
3 неделя
февраля
4
1 неделя
марта
16.
Вышивка
«Красивые цветы»
Знакомство с техникой выполнения
тамбурного шва «петля» и «полупетля».
Учить использовать в вышивке ранее
изученные виды швов.
2-3
неделя
марта
4
17.
«Раз, два – на
салфетке бахрома»
Знакомство с техникой выполнения
бахромы на салфетке. Закреплять
правила работы с ножницами.
4 неделя
марта
2
18.
Мастер-класс для
родителей
Познакомить родителей с техникой
выполнения различных видов
1 неделя
апреля
1
тамбурного шва, их использование в
различных видах вышивки.
19.
«Забавный крестик»
Знакомство с историей возникновения
вышивки крестом, использование ее в
оформлении народных костюмов.
1 неделя
апреля
1
20.
Вышивание
«Полукрест»
Знакомство с техникой выполнения шва
«полукрест», «бархатный шов».
Оформление края салфетки.
2-3
неделя
апреля
4
21.
Вышивание
Знакомство с техникой выполнения шва
«простой крест». Продолжить
оформление края салфетки. Подобрать
рисунок для салфетки.
4 неделя
апреля-
3
Закрепление техники выполнения швов
«полукрест», «бархатный шов» и
«простой крест».
1 неделя
мая-
Выполнение вышивки по выбору детей.
Оформление выставки детских работ.
4 неделя
мая
«Простой крест»
22.
Вышивание
«Красивая
салфетка»
23.
Итоговое занятие
«Мастера и
мастерицы»
1 неделя
мая
5
3 неделя
мая
2
Итого: 72
«Базовый уровень» - третий год обучения (5-6 лет)
На третьем году обучения дети овладевают техникой вышивки крестом, техникой изонити,
получают начальные навыки вышивки шелковыми лентами; совершенствуют навыки
совмещения цветовой гаммы.
Цель:
Формирование у дошкольников художественной культуры как составной части
материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности.
Задачи:
Обучающие:
знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративно –
прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление;
совершенствовать умения и навыки работы с иглой, ножницами и шилом;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника,
дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать способность к синтезу и анализу.
Воспитывающие:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;
воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
побуждать к максимальной самостоятельности детского творчества.
Учебный план
№
Название темы
Количество часов
всего
теория
практика
Форма
контроля
1.
«Подарки Марьи-искусницы»
1
0,75
0,25
Взаимоконтроль
2.
«Народная кукла»
1
0,75
0,25
Творческое
задание
3.
«Кукла «Крупеничка»
8
1
7
Выставка
детских работ
4.
Изонить «Птица»
4
1,5
2,5
Выставка
детских работ
5.
Изонить «Одуванчики на лугу» 5
1,5
3,5
Выставка
детских работ
6.
Вышивка крестом «Салфетка»
4
1
3
Взаимоконтроль
7.
Вышивание «Салфетка»
6
1,5
4,5
Выставка
детских работ
8.
«Полотенце»
4
0,75
3,25
Выставка
детских работ
9.
«Рушник»
4
0,5
3,5
Выставка
детских работ
10.
Вышивка «Овечка»
4
0,75
3,25
Выставка
детских работ
11.
Мастер-класс для родителей
1
0,5
0,5
Творческое
задание
12.
«Гладь»
4
1,5
2,5
Взаимоконтроль
13.
Вышивка «Ветка с ягодами»
4
1
3
Взаимоконтроль
14.
Вышивка «Розы»
4
0,75
3,25
Выставка
детских работ
15.
Мастер-класс для родителей
1
0,5
0,5
Творческое
задание
16.
«Ленты – это интересно»
4
1,25
2,75
Творческое
задание
17.
«Закладка для книги»
5
1
4
Выставка
детских работ
18.
«Открытка»
5
1
4
Выставка
детских работ
19.
Мастер-класс для родителей
1
0,5
0,5
Творческое
задание
20.
Итоговое занятие «Город
мастеров»
2
0,25
1,75
Выставка
детских работ
Итого:
72
18,25
занятия
53,75
Календарный учебный график
№ Месяц
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Время
проведения
занятия
Понедельник
19.10-19.35
Среда
18.35-19.00
Форма
занятия
Кол-во
часов
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
8
8
8
8
8
8
8
8
8
Место проведения
Минимастерская
Содержание курса и план деятельности
«Базового уровня»
(старший дошкольный возраст, 5-6 лет)
№
Тема
Содержание деятельности
Срок
количество
часов
п/п
1.
«Подарки Марьи- Заинтересовать детей новым видом 1 неделя
искусницы»
художественного труда – вышиванием, сентября
вызвать желание овладеть приемами
вышивания, любоваться красотой изделий.
1
2.
«Народная кукла»
Знакомство с народной куклой, историей 1 неделя
ее создания, ее многообразием.
сентября
1
3.
«Кукла
«Крупеничка»
Изготовление куклы «Крупенички». Учить 2 неделя
детей работать с выкройками.
сентября1 неделя
октября
8
4.
Изонить «Птица»
5.
Изонить
«Одуванчики
лугу»
6.
Вышивка крестом
2-3
неделя
октября
4
Создание
сюжетной
композиции, 4 неделя
на используя разные по величине окружности октябряи углы. Совершенствование навыков
2 неделя
выполнения окружностей с разными
ноября
хордами.
5
«Салфетка»
Знакомство с выполнением окружности в
технике изонити, обучение плоскостному
моделированию. Создание композиции
«Птицы на дереве».
Знакомство с видами швов «длинный
крест» и «сложный крест». Оформление
края салфетки этими швами. Выбор
рисунка для салфетки.
2-4
неделя
ноября
4
7.
Вышивание
«Салфетка»
Знакомство со швами «восьмерка», 4 неделя
«узелки» и «навив». Оформление этими ноябряшвами
рисунка
салфетки.
Учить
3 неделя
переводить рисунок на ткань с помощью
декабря
копировальной бумаги.
6
8.
«Полотенце»
Знакомство с техникой выполнения шва З неделя
«козлик»
и
его
разновидностью. декабряОформление полотенец при помощи
1 неделя
изученных швов.
января
4
9.
«Рушник»
Закрепление выполнения швов вышивки 1-3
крестом. Учить самостоятельно подбирать неделя
узор для своей работы. Оформление января
выставки детских работ.
4
10.
Вышивка
«Овечка»
Знакомство
со
швом
«петелька». 3неделя
Оформление тела овечки данным швом. январяСоздание композиции «Овечки на лугу».
1 неделя
февраля
4
11.
Мастер-класс для Познакомить с техникой выполнения
1
родителей
разных видов швов, привлечь к занятиям неделя
ручным трудом с детьми дома.
февраля
12.
13.
«Гладь»
Вышивка
«Ветка с ягодами»
Знакомство с видом вышивки – «гладь», 2-3
разнообразием изделий, оформленных неделя
вышивкой. Знакомство с односторонним февраля
гладьевым швом. Выполнение вышивки
«Цветок».
Знакомство с техникой выполнения шва 4 неделя
«гладь в прикреп». Выполнение вышивки. февраля1 неделя
марта
1
4
4
14.
Вышивка
«Розы»
15.
Мастер-класс для Познакомить с техникой выполнения
родителей
гладьевых швов. Привлечь к занятиям
ручным трудом с детьми дома.
«Ленты – это Знакомство
с
историей
вышивки
интересно»
шелковыми
лентами,
разнообразием
изделий. Закрепление ленты на игле и
ткани. Выполнение основных швов
(«прямой стежок», «японский стежок»,
шов «стебелек»).
«Закладка
для Закрепления умения выполнять основные
книги»
швы шелковыми лентами. Вышивание
узора на закладке, подбирая ленты по
цвету.
«Открытка»
Зарисовка схемы вышивки. Выполнение
вышивки, подбирая ленты по цвету.
16.
17.
18.
Знакомство с техникой вышивки «легкая
гладь». Выполнение вышивки.
19.
Мастер-класс для Познакомить родителей с основными
родителей
способами вышивки шелковыми лентами.
Привлечь к занятиям ручным трудом с
детьми дома.
20. Итоговое занятие
Выполнение вышивки по выбору детей.
«Город мастеров» Оформление выставки детских работ.
Итого: 72
2-3
неделя
марта
4 неделя
марта
4
4 неделя
марта2 неделя
апреля
4
2-4
неделя
апреля
5
1-3
неделя
мая
3 неделя
мая
5
4 неделя
мая
2
1
1
«Продвинутый уровень» - четвертый год обучения (6-8 лет)
На четвертом году обучения дети овладевают техникой вышивания «ажурная гладь»,
осваивают наиболее сложные способы и приемы вышивания шелковыми лентами; учатся
сочетать в одной работе разные техники вышивания.
Цель:
Развитие умения находить инновационный подход к решению практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса, дать возможность детям
проявить себя в различных областях.
Задачи:
Обучающие:
знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративно –
прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление;
совершенствовать умения и формировать навыки работы с иглой и ножницами;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного
искусства;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках
решений и генерирования идей.
Воспитывающие:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;
воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Учебный план
№
1.
2.
«Подарки Марьи-искусницы»
«Народная кукла»
Количество часов
всего
Теори
я
1
0,75
1
0,75
3.
«Кукла «Девка простоволосая»
8
1
7
4.
Изонить «Девочка в сарафане»
5
1,25
3,75
5.
Изонить «Осенние цветы»
5
1
4
6.
Вышивка крестом
4
1,5
2,5
7.
«Полотенце»
4
1
3
8.
9.
«Гладь»
Панно
3
6
0,75
1,25
2,25
4,75
10.
4
1,75
2,25
4
1
3
12.
13.
14.
Аппликация «Накладное
шитье»
Аппликация в технике
накладное шитье
«Салфетка»
«Платок»
«Воротничок»
4
4
4
0,75
0,75
0,75
3,25
3,25
3,25
15.
Мастер-класс для родителей
1
0,5
0,5
11.
Название темы
Практик
а
0,25
0,25
Формы
контроля
Взаимоконтроль
Творческое
задание
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ
Выставка
детских работ
Творческое
задание
Выставка
детских работ
Взаимоконтроль
Выставка
детских работ
Взаимоконтроль
Выставка
детских работ
Взаимоконтроль
Взаимоконтроль
Выставка
детских работ
Творческое
задание
16.
17.
18.
«Розочки»
«Ветка сирени»
Панно
3
3
5
0,75
0,75
1
2,25
2,25
4
19.
Мастер-класс для родителей
1
0,5
0,5
20
Итоговое занятие «Волшебница
иголочка»
Итого:
2
0,5
1,5
72
18,25
занятия
Взаимоконтроль
Взаимоконтроль
Выставка
детских работ
Творческое
задание
Выставка
детских работ
53,75
Календарный учебный график
№
Месяц
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
Групповая
8
1.
Сентябрь
2.
Октябрь
Среда
Групповая
8
3.
Ноябрь
18.00-18.30
Групповая
8
4.
Декабрь
Пятница
Групповая
8
5.
Январь
18.00-18.30
Групповая
8
6.
Февраль
Групповая
8
7.
Март
Групповая
8
8.
Апрель
Групповая
8
9.
Май
групповая
8
Место проведения
Минимастерская
Содержание курса и план деятельности
«Продвинутого уровня»
(старший дошкольный возраст, 6-8лет)
№
Тема
Содержание деятельности
Срок
«Подарки
Марьиискусницы»
Заинтересовать детей новым видом
художественного труда – вышиванием,
вызвать желание овладеть приемами
вышивания, любоваться красотой изделий.
1 неделя
сентября
п./п
1.
Количеств
о
часов
1
2.
«Народная
кукла»
Знакомство с народной куклой, историей ее
создания, ее многообразием.
1 неделя
сентября
1
3.
«Кукла «Девка
простоволосая»
Изготовление куклы «Девки
простоволосой». Учить детей работать с
выкройками. Учить детей сочетать ткань,
подбирать контрастные цвета.
2неделя
сентября -
8
1 неделя
октября
4.
Изонить
«Девочка в
сарафане»
Соединяя окружность и разные углы, создать 2-4 неделя
образ человека. Совершенствование навыков октября
выполнения в технике изонити углов и
окружностей.
5
5.
Изонить
«Осенние
цветы»
Соединяя окружность и разные углы, создать 4 неделя
образ цветов. Совершенствование навыков
октября выполнения в технике изонити углов и
2 неделя
окружностей.
ноября
5
6.
Вышивка
крестом
Знакомство с техникой выполнения шва
«переплетенный крест». Выбор узора для
украшения полотенца, составление
пооперационных карт.
3-4 неделя
ноября
4
7.
«Полотенце»
Закрепление выполнения швов «простой
крест», «полукрест», «переплетенный
крест», «сложный крест» и т.д.
1-2 неделя
декабря
4
8.
«Гладь»
Вспомнить способы выполнения различных 3-4 неделя
гладьевых швов. Побор рисунка для будущей декабря
вышивки. Перевод рисунка на ткань.
3
9.
Панно
Сочетание в одной вышивке различных
гладьевых швов, подбирая нити по цвету.
Оформление выставки детских работ.
4 неделя
декабря -
6
Аппликация
«Накладное
шитье»
Знакомство с новым видом вышивки –
накладное шитье. Учить работать с
выкройками. Закрепление техники
выполнения швов «тамбурный»,
«гладьевый» и т.д. Выбор рисунка вышивки.
3 неделя
января -
Аппликация в
технике
накладное
шитье
Составление пооперационных карт.
Выполнение работы в технике накладное
шитье. Сочетание в работе известных швов.
1-3 неделя
февраля
10.
11.
3 неделя
января
4
1 неделя
февраля
4
12.
13.
14.
«Салфетка»
«Платок»
«Воротничок»
Знакомство с новым видом глади –
фестончатая гладь. Учить работать по
трафарету. Закрепление умения вышивать
швом «пунктир», «обшивочный шов».
3 неделя
февраля -
Знакомство с прорезной гладью и способами
обработки отверстий различной формы.
Совершенствование навыков выполнения
двустороннего гладьевого шва.
1 неделя
марта -
Знакомство с выполнением ажурной глади с
бридами. Выполнение различных способов
выполнения брид. Выбор рисунка вышивки.
Выполнение работы.
3 неделя
марта -
4
1 неделя
марта
4
3 неделя
марта
4
1 неделя
апреля
15.
Мастер-класс
для родителей
Познакомить родителей с различными
видами гладьевой вышивки. Привлечь к
занятиям ручным трудом с детьми дома.
1 неделя
апреля
1
16.
«Розочки»
Знакомство с новыми видами швов
«французский узелок» и «тамбурный шов».
Выполнение вышивки цветов этими швами.
2-3 неделя
апреля
3
17.
«Ветка сирени»
Знакомство с новым видом шва «петля» и
«петелька с глазком». Выполнение вышивки
ветки сирени.
3-4 неделя
апреля
3
18.
Панно
Создание панно в технике вышивка лентами.
Закрепление выполнения различных швов
техники вышивки лентами.
1-3 неделя
мая
5
19.
Мастер-класс
для родителей
Познакомить родителей с техникой
вышивания лентами. Привлечь к занятиям
ручным трудом с детьми дома.
3 неделя
мая
1
20.
Итоговое
занятие
Выполнение вышивки по выбору детей.
Оформление выставки детских работ.
4 неделя
мая
2
«Волшебница
иголочка»
Итого: 72
1.4. Планируемые результаты по итогам реализации программы:
«Стартовый уровень» (3 -4 года):
дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими
инструментами (бутафорской иглой);
знают и выполняют правила безопасного пользования иголкой;
умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения
замысла;
знают различные виды тканей и их отличие между собой;
вдевают нитку в иголку;
завязывают узелок;
шьют швами “вперед иголку".
«Базовый уровень» (4 -5 лет):
имеют представления об истории возникновения искусства вышивки;
знают и различают различные виды тканей и нитей;
пришивают пуговицы с двумя отверстиями;
владеют техникой шва «вперед иголка», «назад иголка», «тамбурный шов»;
владеют начальными навыками вышивки крестом;
бережно обращаются с инструментами;
поддерживают порядок на рабочем месте;
используют пооперационные карты;
проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании.
«Базовый уровень» (5-6 лет):
имеют широкое представление об истории возникновения вышивки и ее практическом
использовании;
вышивают “гладью”;
переводят рисунок на ткань;
принимают участие в оформлении вышивок на выставку (умеют располагать вышивки
на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, способ вышивки);
владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового
процесса:
экономно расходуют материал;
знают правила безопасного обращения с инструментами;
используют пооперационные карты;
эпизодически включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например,
вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.;
используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи
(изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;
полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.
«Продвинутого уровня» (6 – 7(8) лет):
пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
вышивают “ ажурной гладью”;
владеют техникой изонити, техникой вышивания крестом;
переводят рисунок на ткань;
принимают участие в оформлении вышивок на выставку (умеют располагать вышивки
на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового
процесса:
экономно расходуют материал;
знают и соблюдают правила безопасного обращения с инструментами;
поддерживают порядок на рабочем месте;
используют пооперационные карты;
включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например, вышивание для
кукол салфетки, одежды, скатерти и др.;
используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи
(изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;
полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Календарный учебный график
Наименование возрастных групп
№
Содержание
Младшая
группа
Средняя
группа
Старшая
группа
Подготовительная
к школе группа
(3-4 года)
(4-5 лет)
(5-6 лет)
(6-8 лет)
1
1
1
1
1.
Количество
возрастных групп
2.
Начало учебного года
1 сентября
3.
Окончание учебного
года
31 мая
4.
Продолжительность
учебной недели
5 дней (понедельник – пятница)
5.
Продолжительность
занятий
15 мин.
20 мин.
25 мин.
2
2
2
2
Продолжительность
перерывов между
занятиями не мене
10 минут
10 минут
10 минут
10 минут
Продолжительность
учебного года
36 недель
6.
Количество занятий
в неделю
7.
8.
9.
График каникул
30 мин.
Зимние каникулы: с 1 января по 8 января
Летние каникулы: с 1 июня по 31 августа
1, 2, 3, 4, 5, 6 января - Новый год;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
Праздничные
8 марта - Международный женский день;
дни
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства.
2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Материально-техническое обеспечение
Основное оборудование:
ткань (поплин) белого цвета, нежных пастельных тонов;
ткань полотенечная;
маленькие кусочки ткани для создания композиций в технике «печворк»;
канва крупная;
синтепон;
иглы гобеленовые № 24;
пяльца (диаметр 16-18 см);
нитки мулине разных цветов;
нитки х/б разных цветов;
нитки акриловые разных цветов;
ножницы;
картон белый и цветной;
пуговицы разных размеров, фактуры и цветов;
пайетки;
бусины крупные и мелкие:
бисер разного цвета;
ленты для вышивания разного цвета;
тесьма разного цвета и ширины;
ленты атласные разного цвета и ширины.
Информационно-методическое обеспечение реализации Программы: ноутбук.
Учебно-наглядные пособия:
иллюстрации с изображением готовых изделий;
образцы изделий (народные куклы из ниток и ткани, работы в технике «изонить»,
образцы вышивки);
коллекция ткани разной фактуры, цвета;
операционные карты выполнения различных швов;
операционные карты этапов изготовления народных кукол.
2.2.2 Кадровое обеспечение
Мухаметшина Ирина Николаевна, педагог высшей квалификационной категории
Курсы повышения квалификации:
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»
Проектирование деятельности педагога дополнительного образования в соответствии с
требованиями профессионального стандарта, 2017
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Уральская академия медиаций и комплексной безопасности» Педагогика и
психология дополнительного образования в дошкольной образовательной организации,
2020
2.2.3 Форма представления результатов
выставки детских работ в детском саду;
дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
творческий отчет педагога – руководителя кружка на педсовете;
мастер-классы для родителей и педагогов детского сада;
консультации для родителей.
2.3 Формы контроля и оценочные материалы
сен
май
май
Знает различные
виды тканей и их отличие
между собой
сен
Может шить швом
“вперед иголку"
Фамилия,
имя ребенка
завязать узелок
п/
п
Может вдеть
нитку в иголку,
№
Владеет
элементарными
трудовыми умениями при
работе с тканью и
простейшими
инструментами
Стартовый уровень (3 – 4 года)
сен
май
сен
май
1
2
3
Высокий уровень: Ребенок пользуется иглой и ножницами. Правильно выполняет
шов «вперед иголку», может самостоятельно вдеть нить в иголку, завязать узелок.
Рассказывает обо всех этапах работы с опорой на наглядный материал.
Средний уровень: Ребенок пользуется иглой и ножницами. С помощью взрослого
может выполнить шов «вперед иголку», вдеть нитку в иголку, завязать узелок. Рассказ обо
всех этапах работы вызывает некоторые трудности, также необходима помощь педагога.
Низкий уровень: Ребенок пользуется иглой, использование ножниц вызывает
затруднение. Шов «вперед иголку» выполняет только под контролем педагога, завязывание
узелка и вдевание нитки в иголку вызывают значительные затруднения. Не может
рассказать обо всех этапах работы, даже с помощью педагога.
сен
май
сен
май
сен
Бережно обращается с
инструментами, поддерживает
порядок на рабочем месте
Использует пооперационные
карты
Может пришить пуговицу с двумя
отверстиями
Фамилия,
имя
ребенка
Знает и различает различные
виды тканей и нитей
№
п/п
Владеет техникой шва «вперед
иголка», «назад иголка»,
«тамбурный шов», начальными
навыками вышивки крестом
Базовый уровень (4 – 5 лет)
май
сен
май
сен
май
Высокий уровень: Ребенок знает и выполняет правила использования инструментов,
поддерживает порядок на своем рабочем месте. При выполнении работы использует
пооперационные карты. Владеет техникой выполнения швов «вперед иголка», «назад
иголка», «тамбурный шов». Самостоятельно пришивает пуговицу с двумя отверстиями.
Может показать и назвать различные виды тканей и нитей.
Средний уровень: Ребенок знает и выполняет правила использования инструментов,
не всегда может поддержать порядок на своем рабочем месте. Использование
пооперационных карт вызывает некоторое затруднение, необходима некоторая помощь
педагога. Может выполнять швы «вперед иголка», «назад иголка» с небольшим контролем
взрослого, выполнение «тамбурного шва» вызывает значительные затруднения. С помощью
педагога может пришить пуговицу с двумя отверстиями. Может показать различные виды
тканей и нитей.
Низкий уровень: Ребенок знает, но не всегда выполняет правила использования
инструментов, не поддерживает порядок на своем рабочем месте. Использование
пооперационных карт вызывает значительные затруднения. Выполняет швы «вперед иголка»,
«назад иголка» только под контролем педагога, выполнить «тамбурный шов» не может.
Может пришить пуговицу с двумя отверстиями со значительной помощью педагога. С трудом
показывает различные виды тканей и нитей.
сен
май
май
Проявляет индивидуальные
творческие способности в
вышивании
сен
май
Эпизодически включает
ручной художественный
труд в игровой сюжет
сен
Полностью реализует
творческий замысел,
воплощая то, что
запланировано
Фамилия,
имя
ребенка
Может перевести рисунок
на ткань, вышивать гладью
№
п/п
Имеет широкое
представление об истории
возникновения вышивки и
ее практическом
использовании;
Владеет умениями,
обеспечивающими культуру
труда на всех этапах
трудового процесса
Базовый уровень (5 – 6 лет)
сен
сен
сен
май
май
май
1
2
3
Высокий уровень: Ребенок может рассказать о происхождении и практическом
использовании вышивки. Может экономно использовать материал, поддерживает порядок на
своем рабочем месте, знает и выполняет правила безопасного обращения с инструментами.
Может самостоятельно перевести рисунок на ткань, владеет техникой вышивания гладью.
Доводит начатое дело до конца, полностью воплощая творческий замысел. Во время работы
проявляет творческую инициативу. Эпизодически включает занятия вышивкой в игровой
сюжет.
Средний уровень: Ребенок может рассказать о происхождении и практическом
использовании вышивки с помощью педагога. Не всегда экономно использует материал,
поддерживает порядок на своем рабочем месте, знает, но не всегда выполняет правила
безопасного обращения с инструментами. Может самостоятельно перевести рисунок на
ткань, с помощью педагога выполняет вышивку в технике гладь. Не включает занятия
вышивкой в игровой сюжет.
Низкий уровень: Ребенок сильно затрудняется с рассказом о происхождении и
практическом использовании вышивки. Материал использует неэкономно, часто не может
поддержать порядок на своем рабочем месте, часто не выполняет правила безопасного
обращения с инструментами. Выполняет вышивку в технике гладь под постоянным
контролем педагога. С трудом доводит начатое дело до конца, не проявляет творческую
инициативу.
сен
май
сен
май
сен
май
сен
май
Принимает
участие в
оформлении
вышивок на
выставку
Фамилия,
имя
ребенка
Владеет
умениями,
обеспечивающими
культуру труда на
всех этапах
трудового
Включает ручной
процесса
художественный
труд в игровой
сюжет
№
п/п
Владеет
различными
техниками
вышивания, в том
числе шелковыми
лентами
Может пришить
пуговицы с 2 и 4
отверстиями
Продвинутый уровень (6 – 7(8) лет)
сен
май
1
2
3
Высокий уровень: Ребенок владеет различными техниками вышивания (вышивка
крестом, гладь, изонить, вышивание лентами). Может самостоятельно пришить пуговицу с
двумя и четырьмя отверстиями разными способами. Полностью владеет умениями
обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса (экономно расходует
материал, знает и соблюдает правила безопасного обращения с инструментами,
поддерживает порядок на рабочем месте, использует пооперационные карты). Во время
работы проявляет творческую инициативу, включает занятия вышивкой в игровой процесс, с
интересом принимает участие в оформлении выставки работ.
Средний уровень: Ребенок может выполнять работу в различных техниках вышивки
с незначительной помощью педагога. Может пришить пуговицу с двумя и четырьмя
отверстиями одним способом. Частично владеет умениями, обеспечивающими культуру
труда на всех этапах трудового процесса, необходим небольшой контроль и помощь педагога.
Не проявляет творческую инициативу, с нежеланием принимает участие в оформлении
выставки работ.
Низкий уровень: Ребенок выполняет работу в различных техниках вышивания с
большой помощью педагога и контролем на всех этапах. С трудом пришивает пуговицу с
четырьмя отверстиями. Практически не владеет умениями, обеспечивающими культуру
труда на всех этапах трудового процесса, требуется жесткий контроль со стороны педагога.
Не проявляет творческую инициативу, не участвует в оформлении выставки работ.
3. ВЗАИМОДЕСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Основной и самой интересной формой взаимодействия с родителями является
проведение мастер-классов, на которых семьи воспитанников выполняют творческие работы
в различных техниках: изонить, гладьевые швы, вышивание лентами и др. Также
используются другие формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение на
презентации работ, подготовка фото-видео отчетов создания творческих работ, как в детском
саду, так и дома, совместные занятия. Также проводятся консультации для родителей по
интересующим их темам.
Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес
детей. Родители детей дошкольного возраста – активные участники и помощники для своего
ребенка. Вместе с детьми получают новые знания, открывают своего малыша, открывают и
себя, свои таланты и творческие способности. Занятия по обучению вышивке богаты
различными направлениями, а также разнообразны по содержанию. Совместные занятия с
мамой или папой — это качественное время, проведенное с малышом, которое поможет
родителям увидеть, как интересно можно развивать своего ребенка дома, как реализовать
поставленные задачи соответственно возрастным и психологическим особенностям ребенка.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О.А.Цыгвинцева Мастерская народных кукол. Теоретические и
практические основы изготовления. – СПб: «Детство-пресс», 2013
2. Цветной мир: Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и
начальной школе. Народная игрушка. – Институт художественного образования
Российской академии образования, 1/2009
3.
Цветной мир: Изобразительное творчество и дизайн в детском саду.
Нетрадиционные техники. – Институт художественного образования Российской
академии образования, 6/2008
4. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое
пособие. – СПб: «Детство-пресс», 2004
5.
Л.В.Сычева Вышивка. – Горно-Алтайск, МП «Альтернатива», 1991
6. А.В.Белошистова, О.Г.Жукова Волшебная иголка: Пособие для занятий
с детьми. – М: АРКТИ, 2008
7. Мастерилка: Детское художественное творчество. Шарики-лошарики. –
«Карапуз», 10/2010
8.
Вышивка лентами. – Минск: Харвест, 2010.
9. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманинова, В.В.Щетинина Неизведанное рядом:
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2004
10. О.В.Дыбина Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов.
– М: ТЦ Сфера, 2010
11. Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия:
Энциклопедия/Пер. с ит. – М. : АСТ-ПРЕСС Книга, 2010.
12. Зверушки из помпонов. – М.: АРТ-РОДНИК, 2008
Интернет-ресурсы:
Информационное обеспечение:
1 http://leaming.9151394.ru/course/view.php?id=17