Положение о внутреннем учете детей СОП (1).pdf

I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано для Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников №
479 «Берег Детства» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации, Письмом № 06-224 Минобрнауки Российской Федерации от 10 марта 2009 «Об организации в субъектах РФ
работы по профилактике жестокого обращения с детьми»; Федеральным законом РФ №
120-ФЗ 24 июня 1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон РФ № 124-ФЗ 24 июня 1998
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
1.2. Настоящее положение определяет порядок выявления, постановки на учет, снятия с
внутреннего учета семей и организацию индивидуальной профилактической работы в
отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении
(далее – семья СОП), нуждающихся в индивидуальной профилактической работе по
определению
факторов,
угрожающих
благополучию,
здоровью
и
жизни
несовершеннолетних и обуславливающих необходимость вмешательства с целью
нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
1.3. Настоящее Положение разработано в целях организации целенаправленной и
индивидуальной профилактической работы с семьями СОП, которые требуют
повышенного внимания.
1.4. Основные понятия, используемые в Положении:
Профилактика безнадзорности и правонарушений воспитанников – система
социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранения
причин
и
условий,
способствующих
безнадзорности,
правонарушениям,
антиобщественным действиям воспитанников, осуществляемых в совокупности с
индивидуальной профилактической работой с семьями воспитанников, находящимися в
социально опасном положении.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному
выявлению воспитанников и семей, находящихся в социально опасном положении, а
также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению
совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний.
Неблагополучная семья – это семья, в которой ребёнок переживает дискомфорт,
стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод – то есть
неблагополучие. Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления:
психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и
др.);
физическое (жестокое наказание, побои, насилие, принуждение к заработку денег
разными способами, отсутствие пищи и др.);
социальное (выживание из дома, отбор документов, шантаж и др.).
Учет неблагополучных семей в образовательном учреждении – это система
индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным
учреждением в отношении воспитанника и его семьи, которая направлена на
предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в
среде воспитанника; выявление и устранение причин и условий, способствующих
безнадзорности
и
правонарушениям
воспитанника;
социально-педагогическая
реабилитация воспитанника и его семьи.
II. Основные цели и задачи деятельности по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
2.1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних в Учреждении являются:

выявление и учет лиц, в отношении которых необходимо проведение индивидуальной
профилактической работы и своевременное оказание помощи несовершеннолетним и их
семьям;
защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий
несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение соблюдения прав несовершеннолетних, оказание им помощи в
восстановлении нарушенных прав и законных интересов;
сбор информации о семьях, находящихся в СОП, внутренних и межведомственных
мероприятиях, проводимых для профилактики социального сиротства и социально
опасного положения;
выявление и пресечение жестокого обращения с несовершеннолетними;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение
преступлений и антиобщественных действий;
проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, а
также с родителями или законными представителями несовершеннолетних, не
выполняющими свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению
несовершеннолетних;
обеспечение
и
осуществление
психолого-педагогического
сопровождения
несовершеннолетних, воспитывающихся в семьях СОП;
оказание помощи родителям (законным представителям несовершеннолетнего) в
вопросах развития и воспитания ребенка, исходя из реальных возможностей семьи и в
соответствии с образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными
особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья ребенка;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении;
оказание методической и консультативной помощи педагогическими работниками,
взаимодействующими с несовершеннолетними из семей СОП. 2.2. Деятельность по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на
принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними,
поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к
несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации.
III. Основания для постановки семей на внутренний учет ДОУ
3.1. Постановка на внутренний учет носит профилактический характер и является
основанием для организации индивидуальной профилактической работы.
3.2. Постановка на внутренний учет осуществляется по решению ПМПк ДОУ на
основании информации:
комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав;
органов управления социальной защиты населения;
органов опеки и попечительства;
заявления несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных
представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и
учреждений
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних;
приговора, определения или постановления суда;
постановления прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа
дознания или начальника органа внутренних дел;
заключения, утвержденного руководителем органа или учреждения системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам
проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений;
по представлению педагогов групп, в которых воспитываются несовершеннолетние.

3.3. На внутренний учет ставятся семьи:
имеющие детей, находящихся в социально опасном положении;
семьи, где родители и иные законные представители несовершеннолетних не
исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или)
отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
семьи, в которых имеют место угроза применения насилия или случаи применения
насилия.
Основания для постановки на внутренний учет несовершеннолетних:
безнадзорные или беспризорные несовершеннолетние;
несовершеннолетние, занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством.
3.4. Критериями отнесения семей к категории находящихся в социально опасном
положении являются:
семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи,
где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих
обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно
влияют на их поведение либо жестко обращаются с ними;
наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей
(злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребление
наркотических средств, аморальный образ жизни);
вовлечение детей в совершение преступлений и антиобщественных действий
(попрошайничество, проституцию, употребление алкогольной и спиртосодержащей
продукции, употребление наркотических средств, употребление одурманивающих
веществ);
насилие в семье (любое действие одного члена семьи против другого, если это
действие ущемляет конституционные права и свободы члена семьи как гражданина,
причиняет ему физическую боль, наносит вред его законным интересам или содержит
угрозу физическому или личностному развитию);
отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению
прав ребенка на образование и воспитание или к совершению ребенком противоправных
деяний.
Критерием отнесения детей к категории находящихся в социально опасном положении
является:
несовершеннолетние не посещают или систематически пропускают по
неуважительным причинам занятия в образовательной организации.
IV. Порядок постановки на внутренний учет
4.1. Учреждение в пределах своей компетенции обеспечивает соблюдение прав и
законных интересов несовершеннолетних, осуществляет защиту от всех форм
дискриминации, физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения,
сексуальной и иной эксплуатации.
4.2. Постановка на внутренний учет детей (семей) и занесение их в реестр группы риска
социально опасного положения производится по решению ПМПк ДОУ.
4.3. Информация о выявлении и постановке на внутренний учет семьи СОП подлежит
хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
4.4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
знакомиться с документами, регламентирующими организацию и осуществление
образовательной деятельности;
знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и
воспитания, образовательными технологиями;
защищать права и законные интересы обучающихся;
получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических,
психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких

обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или
участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований
обучающихся;
присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией,
обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам
обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для
организации обучения и воспитания детей.
4.5. Учреждение незамедлительно информирует органы и учреждения системы
профилактики о нарушении прав несовершеннолетних.
V. Организация работы по постановке, ведению и учету семей, состоящих на
внутреннем учете
5.1. Председатель ПМПк Учреждения организует следующую работу:
ежеквартально осуществляет сверку данных о воспитанниках и семьях, находящихся в
социально опасном положении, с органами и учреждениями системы профилактики;
формирует (уточняет, дополняет) банк данных семей группы риска по социальному
сиротству, находящихся в социально опасном положении;
организует патронаж семей, состоящих на внутреннем учете по месту их проживания
(совместно с сотрудниками органов и учреждений системы профилактики), составляет
акты обследования материально-бытовых условий;
организует наблюдение за несовершеннолетними, воспитывающимися в семьях СОП;
взаимодействует со специалистами учреждений и органов системы профилактики с
целью выявления динамики ситуации внутри семьи;
готовит соответствующую информацию о деятельности ДОУ по профилактике
безнадзорности и правонарушений.
5.2. Профилактическую работу с семьями, состоящими на внутреннем учете проводят в
пределах своей компетенции специалисты образовательного учреждения под
руководством председателя ПМПк Учреждения.
VI. Документация
6.1. На каждого несовершеннолетнего и семью, находящихся в социально опасном
положении, в учреждении формируется личное дело.
6.2. Личное дело содержит следующие документы:
первичную информацию о факте неблагополучия несовершеннолетнего и (или) семьи
находящихся в социально опасном положении, подпадающих под признаки, указанные в
настоящем Положении;
акты обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в
социально опасном положении;
заключение о постановке на учет;
план индивидуальной профилактической работы с семьей;
сведения о выполнении мероприятий плана индивидуальной профилактической работы
Учреждения;
информацию, характеризующую личность и поведение несовершеннолетнего;
сведения о ближайших родственниках семьи (при необходимости);
информацию об изменении ситуации в семье, находящейся в социально опасном
положении;
заключение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально
опасном положении, с учета в связи с устранением причин и условий, создавших
социально опасное положение, или необходимости продолжения профилактической
работы;
иные документы.

6.3. При постановке на учет несовершеннолетнего и семьи, находящихся в социально
опасном положении, допускается ведение одного личного дела, в котором находятся
документы как на несовершеннолетнего, так и на семью, находящихся в социально
опасном положении.
6.4. Личное дело несовершеннолетнего и семьи хранятся у социального педагога.
6.5. После снятия несовершеннолетнего и семьи, находящихся в социально опасном
положении, с учета личное дело передается в установленном порядке в архив Учреждения
и хранится в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской
Федерации.
6.6. Передача личного дела несовершеннолетнего и семьи, находящихся в социально
опасном положении, осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации о персональных данных.
VII. Порядок снятия семьи с внутреннего учета ДОУ
7.1. Снятие с внутреннего учета детей (семей) осуществляется по решению ПМПк ДОУ на
основании информации о наличии устойчивой позитивной динамики внутри семьи,
информации органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
7.2. С внутреннего учета также снимаются несовершеннолетние в случае:
неподтвержденных материалов, послуживших основанием для постановки на учет;
отчисления из Учреждения по причине перехода в другое образовательное учреждение
на основании приказа;
отчисления из учреждения по причине переезда или смены места жительства;
выполнение плана индивидуально профилактической работы;
устранение причин и условий, создавших социально опасное положение (при наличии
заключения).
VIII. Ответственность и контроль за ведением учета семей, находящихся в
социально опасном положении
8.1. Ответственность за организацию работы по ведению учета семей, находящихся в
социально опасном положении, своевременное оформление соответствующе
документации, а также за взаимодействие с органами и учреждениями профилактики и
правонарушений несовершеннолетних возлагается на социального педагога Учреждения.
8.2. Контроль за качеством проводимой работы в соответствии с Положением о
внутреннем учете семей, находящихся в социально опасном положении МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 479 «Берег Детства» осуществляется
заведующим, в период отсутствия председателем ПМПк Учреждения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».