Учебный план на 2024-2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Общие положения
1.1. Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения –
детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
познавательно-речевому развитию воспитанников № 479 «Берег Детства» (далее – Учреждение) на
2024-2025 учебный год разработан в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, приказ
Министерства просвещения российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года);
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028);
Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены
постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 28 января
2021 года № 2);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановление
Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28);
Уставом Учреждения, утвержденным Распоряжением Департаментом образования Администрации
г. Екатеринбурга № 2846/46/36 от 27.12.2021г.
1.2. Основными задачами плана являются:
регулирование объёма образовательной нагрузки в условиях непрерывной образовательной
деятельности;
реализация федерального государственного стандарта дошкольного образования в условиях
организации непрерывной образовательной деятельности.
1.3. Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости;
принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности действий с
использованием предметных ориентировок к действиям, выполняемых, но основе словесных
описаний;
принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы
с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и
самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;
построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников,
используя разные формы работы с детьми.
1.4. Программно-целевые основания (УМК ООП ДО).
Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России.
Учебный план разработан с учётом:
комплексной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией
Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева;
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ;
Учебный план Учреждения соответствует Уставу, реализуемому учебно-методическому
комплекту (далее – УМК), отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и
2

виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса
образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием.
Учебный план является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных
областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной
деятельности. Содержание включает совокупность образовательных областей: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие, физическое развитие, при этом данное распределение не является жестко
регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов
детей.
В структуру учебного плана входят: обязательная часть плана которая обеспечивает выполнений
Федеральной образовательной программы дошкольного образования и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
Занятия реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой,
двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной,
трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием
разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в
зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных
образовательных задач. При распределении деятельности по неделям рекомендуется исходить из того,
что каждая неделя месяца включает определенное количество занятий различными видами
деятельности. В первую половину дня планируется продуктивная, познавательно-исследовательская
деятельность, чтение художественной литературы. Во второй
половине
дня
проводиться
совместная деятельность взрослого с детьми, которая не требует от ребенка волевой детерминации
(игра – сюжетная и с правилами, слушание художественных текстов, просмотр мультфильмов и др.).
Учебный год (образовательный период) начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание
воспитанников. В середине учебного года (январь) для детей организуются недельные каникулы. В
дни каникул организуется совместная деятельность педагога с детьми эстетического и
оздоровительного направления.
В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д.,
увеличивается продолжительность прогулок.
В Учреждении функционируют группы общеразвивающей направленности.
2. Структура учебного плана
2.1. В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью,
формируемой участниками образовательных отношений. В структуре учебного плана выделяются
обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение
обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП
ДО) для детей дошкольного возраста составляет не менее 60 % от общего нормативного времени,
отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%. Обязательная часть ООП
ДО, осваивается всеми детьми каждой возрастной группы, включает в себя содержание
образовательной деятельности во всех пяти областях.
2.2. В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования в
обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность, отведенное
на реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов образовательной деятельности.
В каждой образовательной области определены виды образовательной деятельности с детьми
(как сквозные механизмы развития ребенка) по реализации поставленных задач в части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: социализация, развитие
общения,
нравственное
воспитание,
ребенок
в
семье
и
обществе,
самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание, формирование основ безопасности.
Образовательная область «Познавательное развитие»: формирование элементарных
математических
представлений,
развитие познавательно-исследовательской
деятельности,
3

ознакомление с предметным окружением, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с миром
природы.
Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи, художественная литература.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: приобщение к искусству,
изобразительная деятельность, конструктивно-модельная деятельность, музыкальная деятельность.
Образовательная область «Физическое развитие»: формирование начальных представлений о
здоровом образе жизни, физическая культура.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическое
развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественноэстетическое развитие", "Речевое развитие" отражено в расписании. Занятия как «условные часы»
используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной
части, так и в части формируемой участниками образовательных отношений, кроме этого в учебном
плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО наиболее характерные для
каждого возраста детей
2.3. Обязательная часть Плана обеспечивает выполнение обязательной части основной
образовательной программы дошкольного образования, разрабатываемой на основе содержания
комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» /под ред. Т.И.
Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
2.4. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает в себя:
реализацию регионального компонента, взята из программы О.А. Трофимовой, О.В. Толстиковой,
Н.В. Дягилевой, О.В. Закревской «Самоцвет»;
одно из направлений парциальной программы «Предшкола нового поколения» - «Кронтик в
музее», реализуется в старшем дошкольном возрасте в Центре «Искусства» 1 раз в месяц.
Использование электронных мультимедийных учебных изданий «Предшколы нового поколения»
происходит при помощи электронного контента, технологической основой которого является
двухэкранное панельное устройство Pocket Edge, специально разработанного для образовательного
процесса. Устройство соответствует единым санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим
требованиям и запатентовано;
решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей дошкольного
возраста, проводится в соответствии с программой О.С. Ушакова «Развитие речи» по следующим
направлениям: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического
строя речи, развитие связной речи. Особое внимание уделено решению приоритетных направлений
каждой речевой задачи;
содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное
окружение, явления общественной жизни, мир природы взято из программы О.В. Дыбина.
Ознакомление с предметным и социальным окружением. Занятия по ознакомлению с окружающим
миром;
в своей работе педагоги используют технологию интенсивного развития интеллектуальных
способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игр», педагогические технологии
“Блоки Дьенеша”, “Палочки Кюизенера”.
3. Особенности реализации учебного плана
3.1. Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоническому
развитию.
3.2. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3 часов в день с СанПиН
1.2.3685-21. В Учреждении прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во
вторую половину перед уходом детей домой с учетом погодных условий. Во время прогулки с детьми
проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводятся в конце прогулки, перед
возвращением детей в группы.
3.3. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения
детей, проводится в первую половину дня в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник,
среда). Для профилактики утомления детей познавательная деятельность сочетается с физкультурной
и музыкальной.
4

В настоящее время в детском саду по программе функционируют 16 групп общеразвивающей
направленности:
Группа раннего возраста (воспитанники с 1,5 до 2 лет) – 1 группа;
Группа раннего возраста (воспитанники с 2 до 3 лет) – 4 группы;
Младшая группа (воспитанники с 3 до 4 лет) - 3 группы;
Средняя группа (воспитанники 4 – 5 лет) - 3 группы;
Старшая группа (воспитанники 5 – 6 лет) – 3 группы;
Подготовительная к школе группа (воспитанники 6 – 7 лет) - 2 группы.
3.4. Продолжительность дневной суммарной образовательной на детей 2-3 лет – 20 минут, 3-4 лет –
30 минут, от 4-5 лет – 40 минут, от 5-6 лет – 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после
дневного сна, для детей 6-7 лет – 90 минут. В середине времени, отведенного на занятия, проводят
физкультурные минутки. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут.
3.5. Для детей раннего возраста длительность занятий не превышает 10 минут.
Продолжительность занятия для детей от 3 до 4 лет - 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - 20 минут, для
детей от 5 до 6 лет - 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - 30 минут. В середине занятия проводятся
физкультурные минутки, динамические паузы.
3.6. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) может осуществляться во второй
половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 минут.
3.7. Чтение художественной литературы организуется ежедневно.
3.8. Домашние задания воспитанникам Учреждения не задают.
3.9. При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня
физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой,
вовремя письма, рисования и использования ЭСО. Занятия по физическому развитию с детьми от 2 до
3 лет осуществляют по подгруппам 3 раза в неделю. Занятия по физическому развитию проводят в
групповом помещении. Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 до 8 лет
организуется 3 раза в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста
детей и составляет: в младшей - 15мин., в средней группе - 20 мин., в старшей группе - 25 мин., в
подготовительной - 30 мин.
Один раз в неделю для детей круглогодично организуются занятия по физическому развитию
детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских
противопоказаний и наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
3.10. Музыкальное развитие осуществляется музыкальным руководителем; физическое развитие инструктором по физической культуре.
3.11. Для детей, имеющих речевые нарушения, организуется индивидуальная коррекционная
деятельность, осуществляемая учителем – логопедом в соответствии с Графиком индивидуальных
занятий в условиях логопункта.
3.12. В Учреждении частично используется показ детских познавательных передач с помощь
мультимедиа проектора. Санитарные требования к просмотру телепередач соблюдаются.
3.13. В летний период занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность
прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.
При распределении деятельности по неделям учитывается, что каждая неделя месяца включает
определенное количество занятий различными видами деятельности (продуктивная деятельность,
познавательно-исследовательская деятельность, игры с правилами на физическую компетенцию, музыка).

5

Учебный план
ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГРУППАХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Познавательно развитие
Речевое
развити
е
Художественноэстетическое
развитие

Образовательная область

Обязательная часть

Социальнокоммуникативн
ое развитие

Физич.
развитие

Направление
развития

Вид деятельности,
вид активности
ребенка
Двигательная активность
1.

игры с правилами на физическую компетенцию

2.

Игровая деятельность

3.

Формир. основ безопас. повед.

4.
5.
5.1.
5.2.
6.
6.1.

нед.
минут

год
минут

30
(3 раза)

1080
(108 раз)

нед.
минут

год
минут

Средняя группа
нед.
мину
т

45
1620
60
(3 раза) (108раз) (3 раза)

год
минут

2160
(108раз)

Старшая группа
нед.
минут

год
минут

60
2160
(3 раза) (108раз)

Подгот. к школе группа
нед.
минут

год
минут

90
(3 раза)

3240
(108раз)

В течение дня в ходе ОД в РМ.
В течение дня в ходе ОД в РМ

12,5
450
15
(1 раз)
(36 раз) (1 раз)
В течение дня в ходе образовательной деятельности в режимных моментах

Здоровье

540
(36раз)

Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Труд взрослых и рукотворный мир

В течение дня наблюдение за трудом взрослых

Самообслуживание и детский труд

В течение дня в самостоятельной, совместной, в игровой деятельности, в ходе РМ.

Познавательно-исследовательская деятельность
Первые шаги в математику

6.2. Ребенок открывает мир природы
6.3. Краеведение
6.5. Развитие сенсорной культуры
6.6. Конструирование
6.7. Социальный и окружающий мир
7.
7.1

Количество занятий по возрастным группам

Группа раннего возр. Младшая группа

10
(1 раз)
0,5
(1 раз)

360
(36 раз)
180
(36 раз)

---

---

15
(1 раз)

540
(36 раз)

7,5
270
(1 раз) (36 раз)
---

---

10
(1 раз)
10
(1 раз)
---

360
(36 раз)
360
(36 раз)
---

50
(2 раз)
25
(1 раз)
12,5
(1 раз)

1800
(72 раз)
900
(36 раз)
450
(36 раз)

60
(2 раза)
30
(1 раз)
15
(1 раз)

В течение дня в ходе занятий, в ОД в РМ, в самостоятельной деятельности детей
Реализуется в Центре искусства во 2 пол. дня
25
900
30
(1раз) (36 раз) (1 раз)
0,5
180
12,5
450
15
7,5
270
10
360
(1 раз)
(36 раз)
(1 раз)
(36 раз)
(1 раз)
(1 раз) (36 раз)
(1 раз)
(36 раз)

2160
(72 раза)
1080
(36 раз)
540
(36 раз)

1080
(36 раз)
540
(36 раз)

Восприятие художественной литературы и фольклора
Чтение художественной литературы

8.
8.1. Подготовка к обучению грамоте
8.2. Азбука общения
9.
9.1. Рисование
9.2. Лепка
9.3. Аппликация

10
(1 раз)

---

В течение дня в самостоятельной,
совместной, в игровой деятельности и
во 2 половине дня перед ужином
Коммуникативная деятельность
-----------

360
(36 раз)

12,5
(1 раз)

25
(1 раз)

450
(36 раз)

900
(36 раз)

15
(1 раз)

540
(36 раз)

30
(1 раз)

1080
(36 раз)

Реализуется в Центре искусства во 2 пол. дня

Изобразительная деятельность
10
(1 раз)

360
(36 раз)

0,5
(1 раз)
0,5
(1 раз)

180
(36 раз)
180
(36 раз)

15
540
(1 раз) (36 раз)
7,5
270
(1 раз) (36 раз)
7,5
270
(1 раз) (36 раз)

20
(1 раз)
10
(1 раз)
10
(1 раз)

720
(36 раз)
360
(36 раз)
360
(36 раз)

25
(1 раз)
12,5
(1 раз)
12,5
(1 раз)

900
(36 раз)
450
(36 раз)
450
(36 раз)

30
(1 раз)
15
(1 раз)
15
(1 раз)

1800
(36 раз)
540
(36 раз)
540
(36 раз)

10.
10.1 Музыка

Музыкальная деятельность

Коммуникативная деятельность
Развитие речи
Центр «Речевое развитие»

Познавательное
развитие

Познавательно-исследовательская
деятельность
«Мы живем на Урале»
Познавательно- иссл-ая
деятельность Предшкола нового
поколения «Кронтик в музее»

Фактическая нагрузка в неделю

720
(72 раза)

30
1080
40
1440
(2 раза) (72 раз) (2 раза)
(72 раз)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Речевое развитие

Познавательное
развитие

20
(2 раз)

15
540
20
(1 раз) (36 раз) (1 раз)
20
(1 раз)

720
(36 раз)
720
(36 раз)

40
(2 раза)
50
(2 раз)

1440
60
(72 раз) (2 раза)
1800
(72 раз)

2160
(72 раз)

30
(1 раз)

1080
(36 раз)

В течение дня в ходе образовательной деятельности в режимных моментах, чтение
художественной литературы, игровой дея-ти, продуктивные виды деятельности

1ч. 40 мин.

-

2ч. 30 мин

-

3ч.20

1 раза в месяц
в центре «Искусства»
6 ч. 15 мин.

7 ч. 30 мин.

7

Сетка совместной образовательной деятельности и
культурных практик в режимных моментах
Формы образовательной деятельности в
режимных моментах

Количество форм образовательной деятельности и
культурных практик в неделю
гр.раннего мл. гр. сред. гр.
старш. гр. подгот. гр.
возраста
Общение
Ежедневно в течение дня в ходе образовательной
деятельности в режимных моментах

Ситуации общения воспитателя с детьми и
накопления положительного социальноэмоционального опыта
Беседы и разговоры с детьми по их инЕжедневно в течение дня в ходе образовательной
тересам
деятельности в режимных моментах
Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр
Индивидуальные игры с детьми (сюжетноЕжедневно в течение дня в ходе ОДвРМ, в
ролевая, режиссерская, игра-драматизация,
самостоятельной деятельности детей
строительно-конструктивные игры)
Совместная игра воспитателя и детей
Ежедневно в течение дня в ходе НОД, ОДвРМ, в
(сюжетно-ролевая, режиссерская, играсамостоятельной деятельности детей
драматизация, строительноконструктивные игры)
Подвижные игры
Ежедневно
Познавательная и исследовательская деятельность
Опыты, эксперименты, наблюдения
1 раз в неделю
(в том числе экологической направленности)
Наблюдения за природой (на прогулке)
Ежедневно
Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое
развитие детей

Творческая мастерская (рисование, лепка,
конструирование)
Чтение литературных произведений

1 раз в неделю
Ежедневно

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Самообслуживание
Трудовые поручения (индивидуально и
подгруппами)

Ежедневно
Ежедневно


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».