Инструкция по выявлению жестокого обращения с детьми

Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательноречевому развитию воспитанников № 479 «Берег Детства»

ПРИНЯТО
Общим собранием
работников МАДОУ - детский сад
общеразвивающего вида № 479
«Берег Детства»
Протокол № __________________
от ____________ 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ - детский сад
общеразвивающего вида № 479
«Берег Детства»
______________И.П.Алейникова
«______» ______________ 2019 г.

Инструкция
по организации действий работников МАДОУ детского сада общеразвивающего вида № 479 «Берег Детства»
при обнаружении явных признаков
жестокого обращения с детьми
ИОТ- 042/1-2019

Екатеринбург
1. Предназначение инструкции по проблемам жестокого обращения с
детьми
2

Инструкция по организации действий работников муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
познавательно-речевому развитию воспитанников № 479 «Берег Детства»
(далее Учреждение) при обнаружении явных признаков жестокого обращения
с детьми – это порядок взаимодействия должностных лиц, а также порядок
взаимодействий с сотрудниками органов, организаций и учреждений при
оказании помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения,
насильственных действий.
Цель – организация раннего выявления фактов жестокого обращения с
детьми, повышение эффективности помощи, оказываемой пострадавшим от
жестокого обращения или подвергшихся насилию.
Задачи:
1. Повышение оперативности в получении информации о фактах
жестокого обращения с детьми с целью своевременного принятия
соответствующих мер.
2. Создание объективной системы учета детей, ставших жертвами
жестокого обращения, с целью восстановления их нарушенных прав и
дальнейшей реабилитационной работы с семьей и ребенком.
3. Обеспечение доступной информацией детей, подвергшихся жестокому
обращению, членов их семей, окружения и специалистов о службах и
учреждениях, куда можно обратиться за помощью.
2. Нормативно - правовая база, регламентирующая деятельность по
предупреждению жестокого обращения с детьми, оказанию помощи
пострадавшим от жестокого обращения и насилия
1. Конвенция о правах ребенка;
2. Конституция РФ;
3. Семейный кодекс Российской Федерации;
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
5. Уголовный кодекс Российской Федерации;
6. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений» (с изменениями и
дополнениями);
7. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
8. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и
попечительстве» (с изменениями и дополнениями);
9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах
социального обслуживания населения Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями);
10. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
11. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
3

образовании» (с изменениями и дополнениями).
3. Понятие и формы жестокого обращения с детьми.
Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей,
воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому
здоровью ребенка.
Факторы риска, способствующие увеличению случаев жестокого обращения с
детьми (параметры характеристики ребенка или его семьи):
 неполные, многодетные, приемные семьи;
 низкий
уровень жизни семьи, социальные проблемы, бытовая
неустроенность (малообеспеченность, наличие безработных членов,
отсутствие или стесненные квартирные условия и т. д.);
 внутрисемейные отношения родителей;
 антисоциальный способ жизнедеятельности семьи, где имеет место
алкоголизм родителей, употребление наркотиков, проституция и т. д.;
 низкий уровень педагогической культуры родителей;
 традиционные методы воспитания с применением физических наказаний,
использованием
авторитарных
принципов,
избыточности
дисциплинарных форм;
 психическое нездоровье родителей, других членов семьи;
 неумение взрослых управлять эмоциями в стрессовом состоянии;
 нежеланный
ребенок, или имеющий особенности физического,
умственного развития, какие-либо девиации в поведении;
 отягощенная наследственность ребенка;
 психологические особенности ребенка;
 кризисы данного детского возраста;
 гиперактивность ребенка.
Виды жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое
(эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение
основными потребностями ребенка).
Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или
удержание контроля силой над другим человеком.
Жестокое обращение с детьми можно условно разделить на 2 категории: острое
и хроническое жестокое обращение с детьми.
К острому жестокому обращению с детьми относятся внезапно выявленные
факты физического или сексуального насилия.
Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или лицами, их
заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических
травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью
ребенка, нарушают его развитие, физическое и психическое здоровье. Эти
действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в
виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями,
зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных
предметов в качестве орудий изуверства. Физическое насилие включает также
вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему
отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих
4

одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а также
попытки удушения или утопления ребенка. В некоторых семьях в качестве
дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от
подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что
физическое насилие - это действительно физическое нападение (истязание), оно
почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической
травмой.
Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:
 убеждены, что физическое наказание является методом воспитания детей;
 родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами,
токсикоманами;
 родители (или один из них) имеют психические заболевания;
 отсутствие уважения друг
к другу);
 родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких,
болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
 родители
предъявляют
чрезмерные
требования
к
детям,
несоответствующие их возрасту и уровню развития;
 дети имеют особенности: соматические или психические заболевания,
гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.
Признаками физического насилия над ребенком являются:
 Множественные
повреждения, имеющие специфический характер
(отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень
давности (свежие и заживающие).
 Задержка
физического развития (отставание в весе и росте),
обезвоживание (для грудных детей).
 Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный
внешний вид, сыпь).
Характер повреждений при физическом насилии:
 синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания
горячими предметами, жидкостями, сигаретами, располагающиеся на
лице, теле, конечностях;
 ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от
погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
 повреждения и переломы костей травматического характера, припухлость
и болезненность суставов;
 выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
 участки облысения, кровоподтеки на голове;
 повреждения внутренних органов травматического характера;
 на голове - ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко),
участки облысения.
На неслучайный характер травм может указывать:
 множественность повреждений, различная степень давности (свежие и
заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
 несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают
взрослые;
5

наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии,
санитарно-гигиеническая запущенность);
 появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.
Характерные особенности поведения родителей или законных
представителей, по которым можно предположить физических мер
воспитательного воздействия:
 противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей и желание
внести ясность в происшедшее;
 обвинение в травмах самого ребенка;
 позднее обращение или необращение за медицинской помощью или
инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
 невнимание, отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении
с ребенком;
 отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
 неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
 больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка;
 неадекватность реакции на тяжесть повреждения, стремление к ее
преувеличению или преуменьшению;

рассказы о том, как их наказывали в детстве;
 признаки психических расстройств в поведении или проявление
патологических
черт
характера
(агрессивность,
возбуждение,
неадекватность и др.).
Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если в поведении
ребенка присутствуют следующие признаки:
Дошкольный и младший школьный возраст
 отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль;
 болезненное отношение к замечаниям, критике;
 заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
 псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
 негативизм, агрессивность;
 лживость, воровство;
 жестокость по отношению к животным;
 нарушен
эмоционально-психологический климат (частые ссоры,
скандалы),
 стремление скрыть причину повреждения и травм;
 одиночество, отсутствие друзей;
 боязнь идти домой.
Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми) - это:
постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со
стороны родителей, опекунов, воспитателей, унижение его человеческого
достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви,
неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь,
обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также
предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным
возможностям.
К косвенным признакам психического насилия над ребенком относятся:


6

задержка физического и умственного развития;
 нервный тик;
 энурез:
 печальный вид;
 различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы
гола, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
К особенностям поведения ребенка при психическом насилии относятся:
 беспокойство или тревожность;
 нарушение сна;
 длительно сохраняющееся подавленное состояние;
 склонность к уединению;
 агрессивность;
 чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
 угрозы или попытки самоубийства;
 неумение
общаться,
налаживать
отношения
с
другими
людьми, включая сверстников;
 низкая самооценка;
 нарушение аппетита;
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое
насилие над детьми:
 Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
 Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
 Постоянное сверхкритичное отношение к нему;
 Негативная характеристика ребенка;
 Отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником:
 Перекладывание на него ответственности за неудачи взрослых;
 Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку;
Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями
ребенка) характеризуется проявлением невнимания к основным нуждам
ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре. Признаки
отсутствия заботы о ребенке:
 задержка в росте, не набирает подходящего веса или теряет вес;
 ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды,
жилища;
 нет прививок, нуждается в экстренных услугах зубного врача, плохая
гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);
 не ходит в садик;
 устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.
Сексуальное насилие или развращение - использование ребенка (мальчика
или девочки) взрослым или другим ребенком с его согласия или без такового в
сексуальные действия для удовлетворения сексуальных потребностей или
получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус),
оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты
с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также
вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком


7

половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не
подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его
ненасильственным, поскольку ребенок:
 не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
 может
не осознавать значение сексуальных действий в силу
функциональной незрелости;
 не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него
последствия этих действий.
Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех слоях
общества, причем значительно чаще, чем принято считать.
К косвенным признакам наличия сексуального насилия над ребенком
относятся: повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том
числе нарушение целостности девственной плевры, повреждение кожи груди,
бедер, расширение ануса, следы спермы на одежде, коже, в анальной и
генитальной областях, заболевания, передающиеся половым путем, повторные
или хронические инфекции мочевыводящих путей, резкие изменения веса
(потеря или прибавление), вагинальные кровотечения, психосоматические
расстройства.
Особенности поведения детей, по которым можно заподозрить возможное
насилие по отношению к ребенку, носящее сексуальный характер:
Дети дошкольного и младшего школьного возраста:
 замкнутость, стремление к уединению;
 изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);
 ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
 несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
 стремление
полностью закрыть тело одеждой, даже если в
этом нет необходимости;
 низкая успеваемость;
 ночные кошмары;
 страхи;
 регрессивное
поведение (появление действий или поступков,
характерных для более младшего возраста);
 несвойственные
характеру сексуальные игры с самим собой,
сверстниками или игрушками;
 несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
 беспричинные нервно-психические расстройства.
Требуется расширения знаний педагогических работников в данной области,
т.к. физическое и сексуальное насилие часто скрывается детьми. Специалисты
образовательного учреждения должны владеть информацией о формах насилия,
знать их признаки, а также поведенческие и психологические индикаторы для
своевременного выявления случаев жестокого обращения с детьми. В основе
работы оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, лежит
своевременная комплексная помощь семье - организация работы со случаем,
социальный патронаж семей.
8

4. Алгоритм действий работников Учреждения в случае установления
факта наличия острой ситуации психического насилия по отношению
к ребенку
 Оказать психологическую помощь ребенку, не оставлять его одного, без
наблюдения взрослых до разрешения ситуации и приведения ребенка в
адекватное психологическое состояние;
 Сообщить родителям или другим законным представителям о состоянии
ребенка;
 Получить у родителей (законных представителей) разъяснения по поводу
психологического состояния ребенка, опасного для его жизни и здоровья;
 При адекватной реакции родителей сообщить координаты центров и
учреждений, которые могут оказать помощь в данной ситуации;
 Контролировать разрешение ситуации через контакт с родителем и/ или
ребенком;
При неадекватной реакции родителей сообщить о данной ситуации в органы
защиты прав детей (КДН и ЗП, органы опеки и попечительства) с выяснением
возможности дальнейшего помещения ребенка в больницу или приют до
разрешения ситуации.
5. Алгоритм деятельности работников Учреждения в случае выявления
признаков жестокого обращения с ребенком
При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны
родителя (или законного представителя), работника образовательного
учреждения, необходимо:
- немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю
образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с
ребенком;
- руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по
телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о
выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и
попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания
ребенка (приложение № 1);
- педагогу, на которого возложены обязанности по организации работы,
направленной
на
профилактику
жестокого
обращения,
заполнить
форму сведений о несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия
(приложение № 2).
В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от
жестокого обращения, необходимо:
- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники,
психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план
реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в
течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого
обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от
жестокого обращения;
9

- непосредственно организовать проведение мероприятий в соответствии с
планом реабилитации;
- направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите
их прав по месту проживания ребенка и рассмотреть вопрос о привлечении
виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим
законодательством.

10

Приложение № 1

В органы опеки и попечительства
____________________________
(должность, место работы)
Заявление
«__» _________ 20____ года в ____ часов ______ минут были обнаружены
(указать кем) признаки жестокого обращения с несовершеннолетним (указать
несовершеннолетнего, в отношении которого было допущено жестокое
обращение, его место жительства, место учебы), в отношении которого
неустановленными лицами (либо указать конкретных лиц, если они известны
потерпевшему) были совершены (указать совершенные действия). Признаками,
дающими основания подозревать жестокое обращение, являются (указать
конкретные признаки).
Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом
ответственности.
«___»_________20__года
_________________________
(должность руководителя)

______________ ________________
(подпись)
(Ф.И.О.)

11

Приложение № 2
Заведующему МАДОУ - детский сад
общеразвивающего вида № 479
«Берег Детства»
И.П.Алейниковой
от
(должность, ФИО)

Сообщение о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком
1. ФИО несовершеннолетнего, подвергшегося жестокому обращению:
_____________________________________________________________________________
2. Дата рождения:
_____________________________________________________________________________________

3. Дата, время, место обнаружения признаков жестокого обращения в отношении
несовершеннолетнего:
_____________________________________________________________________________
4. Источник получения информации:
_____________________________________________________________________________
5. Адрес проживания ребенка, социальный статус семьи:
_____________________________________________________________________________
6. Сведения о лице, совершившим жестокое обращение (кем приходится ребенку, степень
родства, возраст, место проживания, место работы и т.п.):

7. Краткое описание случившегося:

8. Принятые меры (кому направлена информация, куда передан несовершеннолетний):

«___»__________________20___ г.

(должность)

(подпись)

(ФИО)

12

Приложение №3
Методическая информация
1.

Понятие и формы жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или
бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и
психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а
также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может
проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в
покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении
недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем
человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации
несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи
в присутствии ребенка.
Формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное,
психологическое насилие и пренебрежение нуждами.
Насилие в семье – это любые насильственные действия физического,
психологического, сексуального характера, совершенные лицом или лицами,
которые связаны с жертвой семейными отношениями.
Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения
основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании,
образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их
заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни,
неопытность) и без таковых.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное
психологическое воздействие родителей, других взрослых или одноклассников,
сверстников на ребенка, приводящее к формированию у ребенка
патологических черт характера и нарушению психического развития.
Сексуальное насилие – это вид жестокого обращения, который заключается в
вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью
получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
Физическое насилие – это вид жестокого обращения, когда
несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание,
наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не
предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его
здоровью или физическому развитию.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, –
лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или
беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его
жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или
содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные
действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая
13

детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где
родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют
своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или)
отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Уровни жестокого обращения:
- минимальный – опасность трагических последствий незначительна. Факты
плохого обращения с ребенком носят единичный характер, но вероятность
повторения подобных фактов очевидна;
- средний – серьезные последствия для здоровья, жизни, нормального развития
не наступают немедленно, вследствие такого обращения с детьми, но могут
проявиться в будущем;
- критический – оставление ребенка в семье без неотложной помощи может
привести к серьезным нарушениям физического или психического здоровья,
смерти ребенка.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»,
органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны
обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних,
осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или
психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной
эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в
социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:
- органы прокуратуры - о выявлении случаев угрозы жизни и здоровью и
(или) совершения жестокого обращения с ребенком, насильственных действий,
в том числе сексуального характера;
- комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных
случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых,
жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и
учреждений,
препятствующих
предупреждению
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних,
действиях
либо
бездействии
должностных лиц, родителей, лиц их заменяющих, не обеспечивших защиту
прав и законных интересов детей;
- органы опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо
находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или
препятствующей их воспитанию;
- органы управления социальной защитой населения - о выявлении
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с
безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей,
находящихся в социально опасном положении;
- органы внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или
иных их законных представителей, не выполняющих обязанности по
воспитанию детей, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или)
вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий,
14

совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о
несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные
действия;
- органы управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних,
нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с
употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков,
изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или
одурманивающих веществ;
- органы управления образованием - о выявлении несовершеннолетних,
нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских
домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с
прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных
учреждениях.
Специалисты органов и учреждений системы профилактики регистрируют
все полученные сообщения о фактах жестокого обращения с
несовершеннолетними,
невыполнения
обязанностей
по
воспитанию,
содержанию и обучению детей, ведут учет данных сообщений, оперативно
проводят их проверку, в рамках компетенции, запрашивают необходимую
информацию в других ведомствах.
2. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми,
в соответствии с действующим законодательством
Право родителей на воспитание детей является наиболее важным среди
родительских обязанностей. Родители не только имеют право, но и обязаны
воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом,
духовном и нравственном развитии. За неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть
привлечены к различным видам юридической ответственности.
Административная ответственность
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка,
неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по
содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов
несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в
соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях (ст. 5.35 КоАП РФ).
Вовлечение родителями несовершеннолетнего в употребление спиртных
напитков или одурманивающих веществ влечет административное наказание в
соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях (ст. 6.10 КоАП РФ).
Рассмотрение дел по указанным статьям относится к компетенции комиссий по
делам несовершеннолетних и защите их прав.
Уголовная ответственность
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность
лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по
ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными
потребностями детей, отсутствие заботы о них. За неисполнение или
15

ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
родителем или иным лицом, на которого возложены обязанности, а равно
педагогом или другим работником образовательного, воспитательного,
лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за
несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с
несовершеннолетним, предусмотрена уголовная ответственность.
Кроме того родители могут быть привлечены к уголовной ответственности
за деяния, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса
Российской Федерации: ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства) ст. 111 УК
РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ
(умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ
(причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии
аффекта), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.
116 УК РФ (побои), ст. 117 УК РФ (истязание), ст. 118 УК РФ (причинение
тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 119 УК
РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ст. 131 УК
РФ (изнасилование); ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального
характера); ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера),
ст. 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с
лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135 УК РФ
(развратные действия) ст. 125 УК РФ (оставление в опасности); ст.124 УК РФ
(неоказание
помощи
больному);
ст.
150
УК
РФ
(вовлечение
несовершеннолетнего в совершение преступления), ст. 151 УК РФ (вовлечение
несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий), ст. 157 УК
РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или
нетрудоспособных родителей).
Гражданско-правовая ответственность
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для
привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в
соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.
Установление факта осуществления родительских прав в ущерб правам и
интересам детей может при различных обстоятельствах повлечь негативные
последствия для родителей в виде: лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ),
ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при
непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
предусмотрена ответственность родителей и организаций, в которые был
помещен несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, за вред,
причиненный несовершеннолетним (ст. 1073-1075 ГК РФ).
К дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные
лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения
детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого
обращения с детьми, в соответствии с административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».