Произведения для чтения

08.10.2020

Народные сказки давно являются неотъемлемой частью знакомства с художественной литературой.

Самые элементарные и в то же время самые важные представления о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности - формируются у дошкольников, ложатся в сознание и определяют для них нормы поведения после прочтения сказочных произведений. Сказки, мифы, легенды передают характер нравственно-эстетических отношений между людьми и способы регулирующие их.

Литература Урала не может рассматриваться вне контекста общероссийской, и не случайно П.П. Бажов, Д.Н. Мамин-Сибиряк - гордость региона - это писатели, пользующиеся всероссийской и мировой известностью. В нашем представлении любая так называемая «региональная» литература, тем более рассчитанная на самых маленьких читателей, должна быть вплетена в большую литературу России, а возможно, и всего мира. Только тогда она обретает общечеловеческий, в том числе и воспитательный смысл, становится хранилищем и универсальных, и национальных культурных ценностей.

Педагогическая ценность сказок народов Урала чрезвычайно велика. Помимо всех достоинств, которые вообще отличают сказку как образовательный и воспитательный материал, сказки народов Урала вносят большой вклад в патриотическое воспитание юных граждан. Сказки знакомят детей с жизнью разных народов: русских, башкир, удмуртов, татар, коми, манси, хантов с их национальными обычаями, природой края.

Так же как и русские сказки, они проникнуты чувством горячей любви к Родине, ее народу, верой в торжество победы добра над злом.

Знакомясь с этими сказками, ребенок невольно начинает сравнивать их с русскими. Возможность и оправданность такого сопоставления заложена в самом характере сказочных сюжетов и образов: сказки разных народов так схожи, что их можно считать национальными вариантами одного и того же произведения, отличающихся самобытностью, духом традиций и отмеченных печатью оригинальности. В этом легко убедиться, сопоставив, например, такие сказки как «Старик, старуха и береза» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; «Береста, брусника и уголек» и «Пузырь, соломинка и лапоть».

Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается и в оригинальных сюжетных решениях, и в приемах передачи национальной речи, народного быта, обычаев, фантастического вымысла и композиции. («Зайчик», сказка народов манси и русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»)

Наиболее ценными среди сказок народов Урала можно считать сказки, в которых воплощены важнейшие жизненные мотивы, своим существованием обязанные вере народов в добро и справедливость, осуждению лени, тунеядства, жадности, лжи (башкирские сказки «Два барсука», «Лиса сирота»).

Забавляя, сказка одновременно несет дошкольнику и идеи, необходимые для развития, понимания нравственно-этических отношений, формирования его личности (удмуртская сказка «Старик со старухой и береза»). Художественные образы сказок оказывают на дошкольников старшего возраста глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности (представление об устройстве мира в мифологии народов Урала)

У детей, после прослушивания сказок, немедленно возникает желание проявить свои чувства в действиях. Яркие поступки персонажей дети воспроизводят в играх-инсценировках, драматизациях, рисунках, лепке. Сопереживание с героями для них – школа чувств и познание окружающего мира.

С течением времени, расширяется словарь детей, все в большем объеме они начинают понимать художественное слово.

Усвоение грамматических конструкций связной речи дает основу для восприятия народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ).

В сказке «Лиса сирота» рассказывается о совместной дружной жизни зверей. Потом пришла лиса и хотела разрушить устоявшийся жизненный уклад. Но находчивость победила хитрость. В каждой сказке о животных есть такой смысл, который полезен ребенку, ведь он должен определять для себя место в жизни, усвоить морально-этические нормы поведения в обществе.

Замечательно, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Детям проще воспринимать особенности, формы поведения оценивая животных, а не людей (сказка народов ханты «Мышка»).

Детям старшего дошкольного возраста нравятся волшебные сказки. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и ее чудесный вымысел. В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках совершается в семье, конфликты носят семейный характер (удмуртские легенды, мифы, сказка «Пятна на луне», «Старик со старухой и береза»).

Сказки учат дошкольника оценивать дела и поступки людей в свете признанных общечеловеческих ценностей, свои собственные поступки с поступками героев.

Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда становятся частью его мироощущения.



Башкирские сказки

Медведь и пчелы 

Курица и ястреб 

Два барсука 

Хан и Алдар 

Лиса-сирота 


Удмуртские сказки

Старик со старухой и береза 

Заяц и лягушка 

Кошка и белка 

Ласточка и комар 

Синица и ворона 

Охотник и змея 

Глупый котенок 

Звезды (легенда) 

Синица и журавль 

Мышь и воробей 


Татарские сказки

Умная девушка 

Гульчечек 

Три дочери 


Сказки народов комиХочу такой сайт

Мышь и сорока 

Пройдоха 


Сказки народов манси

Воробушек 

Зайчик


Сказки народов ханты

Медвежья трава 

Мышка 

Береста, брусника, уголек 


Волшебные сказки

Лягушка – царевна 

Марья Моревна 

Финист - ясный сокол 


Сказки про животных

Лисичка со скалочкой 

Жихарка 

Кот, петух и лиса 

Бобовое зернышко 

Лиса и волк 


Сказы П.П. Бажова

Медной горы хозяйка 

Синюшкин колодец 

Серебряное копытце 

Хрупкая веточка 

Голубая змейка 

Малахитовая шкатулка 

Огневушка – Поскакушка 


Д. Мамин Сибиряк

Сказка про храброго зайца - длинные уши – косые глаза –

короткий хвост 

Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке 

Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого

Мишу – короткий хвост 

Медведко 


Е. Пермяк

Торопливый ножик 

Чужая калитка

Колосок 


В. Лысов

Стихи детям 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».